Алевтина Овечкина
Синквейн — инновационный приём, используемый воспитателем в социально-коммуникативном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
В настоящее время существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать социально-коммуникативную деятельность. Сегодня я хочу вам рассказать о современной игровой технологии в социально-коммуникативном развитии дошкольников, которая называется «Синквейн».
Слайд 2
Что такое синквейн?
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.
Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем, потому как в конце деятельности ребенка рождается продукт. Ребенок гордится тем, что с помощью педагога составил синквейн, а вследствие усвоил материал.
Слайд 3
Цель игровой технологии «Синквейн» : развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.
Слайд 4
Задачи «Синквейна»
пополнять знания детей по лексическим темам;
обогащать пассивный и активный словарный запас;
совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;
развивать ассоциативное мышление и образную память;
совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Слайд 5, 6
Правила написания синквейна.
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из пяти строк. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
2-я строка– два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?
3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?
4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.
5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:
•слова-предметы (существительные,
•слова-признаки (прилагательные,
•слова-действия (глаголы,
•слова-предметы (существительные).
Слайд 7, 8, 9
1.«Синквейн на лексические темы».
Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой «Ягоды» (подготовительная группа №1, «Дикие животные» (старшая группа №1). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему?
Слайд 10, 11, 12
2.«Чудесный мешочек».
Каждый ребенок, не глядя в мешочек достаёт животное и составляет синквейн. ( лексическая тема: «Животные жарких стран» подготовительная группа №1).
Слайд 13, 14, 15, 16
3.«Волшебные сказки».
Перед ребенком находится картинка героя сказки и символ «Ёлочка». Работа ведется с детьми как индивидуально так и подгруппами.
Слайд 17
Заключение
Синквейн – один из эффективных методов социально-коммуникативного развития дошкольников, способствующих создать ситуацию успеха. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Его составление используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Таким образом, использование игровой технологи "Синквейн" помогает организовать работу по социально-коммуникативному развитию детей интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме, создает ситуацию успеха в процессе деятельности.
Слайд 18 (Спасибо за внимание)
Уважаемые коллеги, а сейчас я представляю вашему вниманию видеофрагмент занятия «Занимательный куб».
Список литературы:
1. Бабаева, Деркунская, Римашевская: Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие". ФГОС.
2. Нищева Н. В. «Во саду ли, вогороде» (Игры для развития речи детей дошкольного возраста). Издательство «Детство-Пресс»
Серия «Социально-коммуникативное развитие дошкольника».
3. «Воспитание детей на традициях народной культуры» В. П. Ватаман
4. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005
5. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/ Д: ТЦ "Учитель", 2002. - 32 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http ://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.