Елена Журавлева
«Синичкины истории» Конспект НОД по развитию чтению художественной литературы в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• знакомство с рассказом Г. Снегирёва "Синичкины истории", стихотворением «Птичкина столовая» А. Черпукова; обогащение словаря по теме "Зимующие птицы";
• создание ситуации, способствующей толкованию детьми признаков, описания зимующих птиц;
• побуждение детей к гуманному отношению к окружающему миру
Задачи:
Образовательные задачи:
• Формировать умение слушать произведения разных жанров, отвечать на вопросы ("Речевое развитие");
Публикация «„Синичкины истории“ Конспект НОД по развитию чтению художественной литературы в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Синица, синичка
- Синички. Конспекты занятий
- Синички. Сказки, стихи, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
• Формировать обобщающее понятие «Зимующие птицы» (знать названия, их внешние признаки, где живут, какие звуки издают («Познавательное развитие»);
• Формировать умение управлять своим телом; поощрять и поддерживать двигательную активность детей; закреплять умение сопровождать ритмические движения проговариванием коротких стихов ("Физическое развитие", "Речевое развитие")
Развивающие задачи :
• Развивать зрительное внимание, память, произвольное внимание
• Развивать логическое мышление, творческое воображение детей.
• Развивать социально – коммуникативные качества в совместной творческой деятельности миру («Социально-коммуникативное развитие»);
• Развивать интерес к детской литературе («Познавательное развитие»);
Воспитательные задачи:
• Воспитывать умение договариваться в группах, выслушивать и дополнять ответ сверстников («Социально-коммуникативное развитие»)
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость на литературные произведение ("Художественно- эстетическое развитие")
• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру («Социально-коммуникативное развитие»)
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций,
• наблюдение на прогулке за синицами,
• беседы о зимующих птицах,
• просмотр мультфильмов и презентации по теме «Зимующие птицы»,
• аппликация «Синички».
Оборудование и материалы:
Иллюстрации зимующих птиц; "музыкальные" крышечки; раскраски синиц; материал по изодеятельности: восковые мелки, цветные карандаши, краски, цветные мелки; книга с рассказом «Синицы» Г. Снегирева; флеш-карта со спокойной музыкой, перышко птицы.
Электронные ресурсы и аудиосредства:
Компьютер, флеш - карта.
Ход совместной деятельности
Запуск ситуации:
-Ребята, закройте глаза и отгадайте, чем я до вас дотронусь (провожу по щеке каждого ребенка перышком). Как вы думаете, чем я к вам прикоснулась? (дети догадываются, что это перышко) Чье оно? Как вы догадались?
Познавательная деятельность:
-Ребята, назовите тему этой недели? (Зимующие птицы)
-А каких птиц мы называем зимующими?
-Какие птицы остаются зимовать в Братске и братской тайге (ответы детей)
( Подвожу итог: зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).
Коммуникативная деятельность:
Деление на 2 компании (детьми предлагаются две зимующие птицы)
Дети в команде из частей, договариваясь, складывают иллюстрации 2 птиц (кукушки и сороки, смотрят у каждой команды. Роль "хранителя времени" берёт на себя воспитатель.
- Чем отличаются эти птицы друг от друга. (Кроме окраски, в том числе и тем, что одна зимующая, другая - перелётная)
Игровая, двигательная деятельность:
Давайте посмотрим на нашу "кормушку", на зимующих птиц. Ой, посмотрите, птицы разлетелись по всей группе.
Игра на координацию речи и движения:
1, 2, 3, 4, 5.
Где же птичек нам искать?
Может, слева под бревном?
Может, справа под кустом?
Дети начинают искать изображения птиц, спрятанных по всей группе. Одна картинка спрятана так высоко, что дети сами не могут достать ее. Подвести детей наводящими вопросами к тому, что можно попросить помощи у взрослого.
-Всех птиц собрали на нашей "кормушке"? Назовите, какие птицы здесь изображены.
Д/упражнение на развитие мышления, соотнесение понятий и предметов:
-Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, клюв, хвост и т. д.)
-Чем они отличаются друг от друга? (размером, окраской, оперением)
-Чем птицы отличаются от животных? (клюв-пасть, перья - шерсть)
-У человека руки, а у птиц… (нос, ноги, кожа)
Игра на развитие слухового внимания и фонематического слуха с движением по группе :
Я по комнате хожу,
Слова тихо говорю,
Слово ты повтори
И на слоги раздели.
(предлагаются названия зимующих птиц по слогам проговорить громко, весело, отстучать, прохлопать, пропрыгать ; выбираем ведущего ребенка- За Пашей слово повтори.)
Чтение художественной литературы :
-А теперь предлагаю присесть и послушать рассказ, а про кого- отгадайте:
Ты с модницей этой, конечно, знаком,
Вертушке на месте никак не сидится -
Все хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится….(синица)
Давайте вспомним, как мы слушаем книги (дети вспоминают правила)
Чтение рассказа «Синичкины истории» Г. Снегирёва
-Я прочитаю вам рассказ, а вы после чтения ответите на вопросы :
-Как перелетают синицы?
-Чем питаются синицы в лесу?
-Что делают синицы в лютую стужу?
(Если дети затрудняются ответить, можно еще раз прочитать отрывок из рассказа.)
Вы такие внимательные, так точно отвечаете на вопросы.
Решение проблемной ситуации:
-А меня в этом рассказе заинтересовал вопрос, как выглядят синички гнедадерки, московки, лазоревки. А вы знаете? А что же делать? ( ответы детей: спросить у старших, у воспитателей, у родителей) А где можно найти информацию, как вы думаете? (в книгах, энциклопедии, в интернете)
Мы знаем интересную игру про синичек.
Коммуникативная игра «Гнездо»
- Давайте вспомним правила, как надо передвигаться в гнезде?
(аккуратно, не толкаться, смотреть, куда наступаешь, не наваливаться на товарища). Что может случиться, если нарушишь правило?
Теперь предлагаю вам построить наше гнездо. (Дети ставят стулья по кругу - это «гнездо». Когда «птица - мама» улетает, «птенчики» хаотично двигаются в «гнезде», перелазят друг через друга, пролазят, перешагивают. Самое главное - делать это аккуратно, не навредив товарищу, быть внимательными и осторожными. Когда «мама – синица» прилетает, «птенчики» рассаживаются по местам - стульчикам. Желательно проводить игру в чешках или разуть детей перед игрой.)
Коммуникативная, двигательная деятельность:
Упражнения на развитие артикуляционного и дыхательного аппарата:
-«Клювы птиц» (для щек и губ) - медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Покажите клювы.
-«Голодные птенчики» (укрепление жевательно - артилякуционных мышц) (Максимально широко открывать рот, язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы, произносятся слоги: «Ам - ам – ам – ам - ам»)
Покажите голодных птенцов.
Ах, птенцы мои, птенцы,
Вы голодные мои.
Полечу скорее я,
Принесу вам червячка.
(Игра проводится 2-3 раза)
Я вами горжусь, вы так внимательны друг к другу.
-Ребята, напомните, как мы можем помочь зимой синицам. (можем сделать кормушки и сыпать семечки, крошки. Или привязать кусочек сала).
Посмотрите, какая у меня есть кормушка.
Чтение стихотворения «Птичкина столовая» А. Черпукова
Эту кормушку я попросила в другой группе, чтобы вам показать. А на нашем участке кормушки нет. Что же делать? (сделать самим или с родителями).
Какие вы заботливые. И на нашем участке скоро будут кормушки. И мы тоже будем помогать птицам.
-Есть картинки синичек, но что-то с ними случилось. Посмотрите внимательно. Что не так (они черно – белые, не цветные) Как их сделать яркими и красивыми? (раскрасить).
Но так как картинки большие, то их легче раскрашивать вдвоем. Давайте найдем себе парочку.
Коммуникативная игра «Найди пару»
Я по комнате хожу,
Друга я себе ищу.
Вот ты, вот я-
Вот компания моя.
(Дети ходят по группе, выполняют движения по тексту. Играется 2-3 раза. Пары меняются.)
Нашли вы себе друга? Выбирайте картинку, материал, чем будете раскрашивать синичек.
Включается музыка.
Продуктивная деятельность.
Дети самостоятельно выбирают место выполнения работы в паре, материал для раскрашивания.
Литература :
Курмаева Э. Ф. Коррекционно – логопедическая работа с детьми 5 – 7 лет: блочно – тематическое планирование. – Волгоград: Учитель,2013. – 191 с.
Гуськова А. А. Подвижные и речевые игры для детей 5 – 7 лет: развитие моторики, координации движений и речи. – Волгоград: Учитель, 2012. – 188 с.
Приложение
Г. Снегирёва "Синичкины истории"
Без синиц зимний лес кажется мертвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с елки. Но как налетит стайка синиц, лес оживает. Синицы с писком. С пиньканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево – осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке : и лазоревки, и московки, и гнерадки с полосатыми хохолками на голове….
Синицы не улетают на зиму в теплые стран, как другие птицы, и звонко перекликаются в зимнем лесу. А летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно да и не слышно с их скромной песенкой.
В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них на кормушки семечки подсолнуха, а то голодные синицы замерзнут в лесу.
«Птичкина столовая» А. Черпукова
Трудно птицам зимовать.
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досточку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.