Юлия Беседина
Синдром выгорания в педагогической профессии и способы его профилактики
▼ Скачать + Заказать документы
Беседина Юлия Александровна
МБДОУ «ЦРР детский сад «Счастливое детство»
«Синдром выгорания в педагогической профессии и способы его профилактики»
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. Представители многих профессий, чья деятельность связана с воспитанием и общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения.
Публикация «Синдром выгорания в педагогической профессии и способы его профилактики» размещена в разделах
Что это такое? Профессиональное выгорание – явление, с которым часто сталкиваются работники сферы образования. Профессия педагога требует особой погруженности в процесс. Как правило, педагог посвящает работе большую часть своего времени, не свободен от нее даже дома, постоянно испытывает стрессовые нагрузки. Все это неизбежно ведет к эмоциональному и когнитивному истощению.
При эмоциональном выгорании налицо три фазы стресса:
1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, то есть сопротивление, – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным
Соответственно каждому этапу развития профессионального выгорания возникают отдельные его симптомы.
Для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
• усталость, истощение;
• недовольство собой, нежелание работать;
• усиление соматических болезней;
• нарушение сна;
• плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
• агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
• негативная самооценка;
• пренебрежение своими обязанностями;
• снижение энтузиазма;
• отсутствие удовлетворения от работы;
• негативное отношение к людям, частые конфликты;
• стремление к уединению;
• чувство вины;
• потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
• снижение аппетита или переедание.
Профилактику необходимо проводить в двух направлениях. 1Оптимизация организационных условий труда педагога;
2 Актуализация личностных ресурсов педагога.
Несмотря на множество внешних причин, сопутствующих преподавательской деятельности, основной причиной выгорания становится несовпадение желаемого и действительного. Идеализм, особенно характерный для людей профессий «человек-человек», сильнейшим образом влияет на выгорание. Поэтому стоит менее серьезно относиться к своей трудовой деятельности, не связывая результаты работы со своей значимостью как человека. Вот еще несколько советов по профилактике эмоционального выгорания.
1. Распределяйте все свои дела по значимости и актуальности, расставляйте приоритеты. Не надо пытаться успеть сделать все за один день. Будьте внимательны к себе и своим ресурсам.
2. Отдыхайте полностью отключившись от рабочего процесса. Следуйте распорядку дня, отводя четкое время на сон и прием пищи. Чтобы каждую свободную минуту не думать о работе, найдите себе хобби. Не берите на себя слишком много домашних обязанностей, особенно это касается педагогов женщин.
3. Эмоциональное выгорание сотрудников происходит гораздо реже, если в организации налажена корпоративная культура. Без уважительного общения в коллективе работа не будет приносить удовольствия.
4 Обучение сотрудников навыкам саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявления утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Список используемой литературы:
1. Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. / учебно-методическое пособие. М. 2010.
3. Н. А. Рогалева Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ. / Справочник педагога-психолога. 01.2012.
4. Т. Н. Сташкова Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». / Справочник педагога-психолога 02.2011.
6. Саенко Ю. В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2011