Елена Крутинева
Конспект ООД с применением методики правополушарного рисования «Силуэтная живопись» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 13
«Центр развития ребенка – детский сад»
Конспект
Организованной образовательной
деятельности
по художественно-эстетическому направлению
(рисование)
с применением методики правополушарного рисования
«Силуэтная живопись»
для детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Конспект ООД с применением методики правополушарного рисования „Силуэтная живопись“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Правополушарное рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Подготовила и провела:
Крутинева Елена Викторовна
воспитатель
г. Кингисепп
2021
Цель:
включение творческого правополушарного режима работы мозга через технику экспресс-рисования и закрепление приёмов, позволяющих осознанно включать и длительно удерживать состояние вдохновения.
Задачи:
Обучающие:
совершенствовать умения ориентироваться в задании, в последовательном выполнении рисунка;
Развивающие:
улучшить зрительно-двигательную координацию путем развития у детей умения писать пальцами рук.
Воспитательные:
воспитывать эмоциональную отзывчивость и мотивацию к занятиям изобразительной деятельностью путем применения арт-терапии.
Психотерапевтические:
создать особые условия, способствующие возникновению атмосферы эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания, ощущению психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.
Приоритетное направление :
художественно-эстетическое развитие (рисование)
Методы и приемы :
эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;
практические – упражнения, игра
словесные – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация,
вопросы, объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
наглядные – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения.
Все методы используются в комплексе.
Предварительная работа:
• знакомство с жанрами живописи - пейзаж, портрет, натюрморт, силуэтная живопись; рассматривание репродукций картин И. Левитана “Золотая осень”, А. Саврасова “Грачи прилетели”, В. Поленова “Московский дворик”, Н. Рериха “Гималаи”, И. Айвазовского “Радуга”, И. Репина “Стрекоза”, В. Серова “Девочка с персиками”, И. Аргунова “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”, К. Брюллова “Всадница”, автопортрета И. Айвазовского.
• беседа о живописи, о жанрах живописи.
Материалы и оборудование:
Раздаточный материал (на каждого ребенка) : гуашь, губка, баночки для воды, салфетки, палитра для смешивания красок, листы бумаги (формата А5, закрепленные по периметру малярным скотчем к основе, салфетки бумажные, салфетки влажные.
Место проведения: групповая комната
Форма проведения: подгрупповая
Методика правополушарного рисования
Методика правополушарного рисования, разработанная американским преподавателем рисования Б. Эдвардс и основанная на исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри, помогает разбудить художника в душе любого ребенка и взрослого, возродить уверенность в своих возможностях и окунуться в мир красок.
Это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Такое рисование позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка.
Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Огромным плюсом от занятий правополушарным рисованием является возможность отвлечь детей от компьютера и телевизора. Современные дети настолько приобрели зависимость от этих технических средств, что это вызывает беспокойство родителей. Занятия творчеством - процесс очень увлекательный и может вызывать мотивацию в любом возрасте.
Самое главное в правополушарном рисовании – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают. Отключение логики и рациональной оценки является основой такого интуитивного творчества. Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд, кажутся очень необычными. Именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключать логику. В правополушарном рисовании используется множество разных, странных приемов, работает то правая, то левая рука, прописываются буквы в зеркальном отображении и много чего, что кажется на первый взгляд полной ерундой, но, тем не менее, все это позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии.
Звучит музыка, дети собираются в круг.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Кто-нибудь из вас знает, что такое картинная галерея?
Ответы детей: Да, это место, где много картин.
Воспитатель: А как еще можно назвать картины?
Ответы детей: Произведения живописи.
Воспитатель: Давайте я вам напомню, что такое живопись.
Слово «Живопись» очень легко запомнить: оно состоит и двух слов: живо – писать. Картины эти кажутся нам живыми. Потому что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море и многое другое.
А теперь ребята, отгадайте загадку:
У тебя есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что ты…
Ответы детей: Художник.
Воспитатель: Конечно, а вы хотите стать художниками?
Ответы детей.
Воспитатель: Я уверена вы все – самые лучшие в мире художники. Не верите?
Ответы детей.
Воспитатель: Занимайте места за столами. Сегодня занятие у нас будет необычное. Мы нарисуем не одну, а две картины.
Воспитатель: У вас на столах приготовлены краски. Кто знает, как они называются?
Ответы детей: Гуашь.
Воспитатель: Правильно ребята. А что еще нам обычно нужно для рисования?
Ответы детей: Кисточка.
Воспитатель: Правильно. Но сегодня мы не будем использовать кисти для рисования. Мы будем рисовать пальчиками рук.
Чтобы у нас все получилось нужно сделать волшебную гимнастику. Делать ее нужно в тишине. Разговаривать нельзя. Давайте встанем. Повторяйте за мной.
Упражнения выполняются под спокойную негромкую фоновую музыку.
1. «Колечко». Руки перед собой. Поочередно с большим пальцем соединяем в кольцо другие пальцы руки. Пальцы правой руки начинаем соединять с мизинца. Левую руку в обратном направлении. Делаем это очень быстро и одновременно двумя руками.
2. «Кулак-ладонь». Согнутая в локте и сжатая в кулак правая рука расположена на уровне груди перед собой. Левая рука с открытой вниз ладошкой расположена под локтем правой руки. Теперь руки меняем, увеличиваем темп и добавляем между движениями хлопок в ладоши.
3. «Пальчиковая гимнастика». Сожмите руки в кулак, одновременно распрямите большой палец на правой руке и вложите большой палец между указательным и средним пальцами на левой. Теперь поменяйте руки. Увеличиваем темп и меняем руки через хлопок в ладоши.
4. А теперь давайте сядем на свои места и продолжим. Представьте, что в каждой руке у Вас по карандашу. Мы будем рисовать сразу двумя руками в воздухе одновременно двумя руками. Одной рукой мы рисуем неотрывно круг. А другой так же, но навстречу. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук.
Воспитатель: Молодцы. У вас очень хорошо получается.
А теперь давайте приступим к нашему рисованию.
Напоминаю, что во время рисования разговаривать нельзя.
Прошу вас выполнять то, что я буду показывать и не отвлекаться. Итак, начнем.
Воспитатель показывает и комментирует каждый этап работы.
Воспитатель: Перед вами два листа бумаги, закрепленные малярным скотчем к основе.
Во время рисования можно и даже нужно выходить за края. Начнем с нижнего листа
Берем белую гуашь.
Сначала слегка смачиваем пальчики водой, набираем гуашь на пальчики и быстро закрашиваем весь наш лист белой краской большими мазками – как хочется. Важно закрасить весь лист так, чтобы пальчики скользили по бумаге и делать все быстро!
Вытираем пальчики салфеткой.
Теперь набираем на палец желтую или белую краску, и ставим большие кляксы в центре листа по кругу. Дальше продолжаем ставить кляксы по кругу другим цветом, затем третьим. Здесь нужно делать это быстро и не задумываясь, пусть рука сама выбирает цвета, именно рука, а не голова. Совсем не обязательно делать именно так как у меня. Выбирайте цвета только по своему настроению и не задумывайтесь, сочетаются ли они между собой, и что в итоге получится, это не важно. Только в центре оставьте желтые или белые пятна. И еще несколько мазков, не обязательно заполнять все пространство. Как видите, ничего сложного. Вытираем пальчики. Смачиваем их слегка водой и начинаем волшебство: берем на пальцы белый цвет и круговыми движениями от центра листа разтираем наши пятнышки. Так мы смело, быстро и с удовольствием закрашиваем всю поверхность листа, смешиваем, наблюдая, как из наших трех-четырех цветов получаются сотни оттенков.
Важно делать это быстро и проводить по одному месту не более одного -двух раз. Не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа, для этого у нас листы закреплены на большем листе бумаги, по которой мы можем спокойно рисовать дальше, несмотря на то, что лист закончился. Не забудьте вытереть пальчики.
Таким образом, у каждого из нас получился фон. На что это похоже?
Ответы детей.
Воспитатель. Теперь берем наши палитры. Пальчиком набираем на палитру все цвета которые мы использовали, не забываем перед каждым цветом вытирать пальчик. И последний цвет черный. Перемешиваем. Получаем такой интересный оттенок. У каждого он свой. В нижней части листа проводим пальчиком линию и в нижней части ставим пальцем еще кляксы уже только этим цветом. И справа налево закрашиваем нижнюю часть. Стараемся провести один раз по одном месту. Вытираем пальцы. На что стало похоже?
Ответы детей.
Воспитатель: Пока фон подсыхает, отдохнем немножко.
Мы шагаем в зоопарк,
Побывать там каждый рад!
(Ходьба)
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины,
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Все мы весело играем
И движенья выполняем
(Руки на поясе. Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Это - лев.
Он царь зверей,
В мире нет его сильней.
Он шагает очень важно,
Он красивый и отважный.
(Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой, Шаг выполняют грациозно, с легким подъемом ноги на носок и небольшим разворотом туловища. Руки находятся на поясе)
А смешные обезьяны
Раскачали так лианы,
( Исходное положение: стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания)
Что пружинят вниз и вверх
И взлетают выше всех!
(Прыжки с хлопками над головой)
А вот добрый, умный слон
(Дети ставят ноги на ширине плеч, руки сгибают в локтях, приподнимают и разводят их в стороны)
Посылает всем поклон.
Он кивает головой
И знакомится с тобой.
(Пальцы рук прижать к голове. Дети выполняют наклоны туловища вперед-вправо, вперед-влево)
Лапку к лапке приставляя,
Друг за другом поспевая,
Шли пингвины дружно в ряд,
Словно маленький отряд.
(Дети двигаются мелким семенящим шагом на прямых ненапряженных ногах. При этом пятку приставляют к пятке; носки разведены в стороны, руки опущены и прижаты к туловищу, корпус слегка раскачивается вправо-влево)
Кенгуру так быстро скачет,
Словно мой любимый мячик.
(Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять легкие прыжковые движения вправо-влево, вперед-назад)
Вправо-влево, поворот,
Прыжок назад, потом вперед.
(Движения соответствуют тексту)
Мишка головой мотает,
К себе в гости приглашает,
Он вразвалочку идет,
Танцевать с собой зовет.
(Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Руки, согнутые в локтях, нужно поднять до уровня плеч. Приподнимая то правую, то левую ногу, дети раскачиваются)
Вот змея, она пугает
(Волнообразные движения правой рукой)
И к себе не подпускает.
По земле ползет она,
Извивается слегка.
(Волнообразные движения туловищем)
Вот павлин.
Он чудо-птица
И всегда собой гордится,
Выступает ровно, прямо.
Смотрит гордо, величаво!
(Дети убирают руки за спину, поворачивают голову в одну, затем в другую сторону, двигаются грациозно, мягко переступают, вытянув носок, с одной ноги на другую)
Пони бегает, резвится,
Хочет с нами подружиться.
И в тележке расписной
Покатает нас с тобой.
(Выполняют движения легкого бега с высоким подъемом ног)
Вот и вечер наступает,
Зоопарк наш засыпает,
Засыпает до утра,
Нам уже домой пора.
Молодцы, ребята!
Воспитатель: А теперь переходим к следующему этапу работы.
Подойдите ко мне и выберите трафарет силуэта животного, который вы бы хотели увидеть у себя на картине. Приложите трафарет так, чтобы силуэт стоял на поверхности, на фоне солнышка, если вам все нравиться, поднимите руку, я подойду и закреплю картинку.
Воспитатель: Уже предпоследний этап. Набираем на пальчик черную краску и постукивающими движениями раскрашиваем силуэт, придерживая трафарет другой рукой. Вытираем руки, закрываем краску. Тихонечко подуем на нашу картину. (Пока ребята рисуют можно рассказать забавные факты о животных, которые они выбрали.)
Воспитатель: И вот наступил последний этап, самый приятный. Аккуратно убираем трафарет и любуемся результатом. Все знаменитые художники подписывают свои работы. Вы тоже можете поставить свою подпись в правом нижнем углу работы.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель проводит презентацию детских работ.
- Посмотрите еще раз на ваши работы. Мы рисовали все вместе, все делали одинаково, а получилось у всех по-разному. Такие разные - очень красивые картины с силуэтами животных. У нас получились прекрасные рисунки. Вы настоящие художники! Молодцы, ребята!