Чаяна Кызыл-оол
Конспект занятия по окружающему миру «Сибирский ананас» для детей старшей группы. Знакомимся к облепихой
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад N 38 г. Кызыла Республики Тыва
по окружающему миру
на Республиканский конкурс
«Воспитатель 2010 года»
на тему: «Сибирский ананас»
для детей старшей группы
Молодой воспитатель:
Кызыл-оол Ч. А.
г. Кызыл 2010г.
«Сибирский ананас»
Темочки:
- Ананас
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Занятие — исследование
Программное содержание: Познакомить детей с удивительным кустарником Сибири – облепихой крушиновидной, ее особенностями: внешним видом, обитанием, применением. Совершенствовать обонятельные и осязательные анализаторы детей. Подводить их к выводам и общениям.
Образовательные задачи:
1. Учить детей сравнивать и сопоставлять.
2.
Развивающие задачи:
1. Развивать экспериментальную деятельность.
2. Развивать навыки учебной деятельности.
3. Развивать конструктивное мышление.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к представителям живой природы.
2. Воспитывать стремление к знаниям о родном крае.
3. Воспитывать любовь к Туве, гордость за растительное богатство нашей республики.
Активизация словаря: облепиха крушиновидная, облепиховое масло.
Материал: Натуральные плоды облепихи и ананаса, натуральное облепиховое масло, лощеная бумага, по 2 баночке с крышечками на каждого ребенка, две емкости не прозрачные.
Предварительная работа: В отсутствии кустарника на участке можно организовать поездку в места его обитания или принести небольшую ветку облепихи с листьями и плодами.
Ход занятия
Воспитатель: в этих баночках находятся «вкусные» загадки, которые вам предстоит отгадать. Закройте глазки, и откройте ротик. (Каждому ребенку на язычок кладу кусочек ананаса).
Если дети будут затрудняться определить его по вкусу, то воспитатель прибегает к коллективному рассматриванию этой «вкусной, сладко-кислой» загадки. (Рассматривают ананас).
Воспитатель: А вот сейчас я вас угощу – с заговорщическим видом говорит воспитатель – Сибирским ананасом. Прошу снова всех закрыть глаза. (Каждому ребенку на язычок кладу ягодку облепихи).
Кто из вас угадал вторую вкусную загадку? Не говорите отгадку вслух, скажите мне ее на ушко, - улыбаясь, говорит воспитатель. (послушать детей).
Подвожу детей к облепихе и говорю :
Я скромное растение,
В колючках вся стою.
Но людям и животным
Здоровье я даю.
Вареньем, джемом морсом
Я угощаю вас.
Не зря меня прозвали
«Сибирский ананас»!
Воспитатель: Кто знает настоящее имя «Сибирского ананаса»?
Дети: Облепиха!
Воспитатель: Правильно, это облепиха.
- Давайте вместе повторим новые слова – облепиха крушиновидная.
Воспитатель: Облепиха – это дерево или кустарник?
Дети: Кустарник.
Воспитатель: Да, это кустарник, кто догадался, почему этот кустарник назвали так : об-ле-пи-ха?
(Воспитатель произносит слово по слогам)
Воспитатель: Обобщает ответы детей : - Правильно облепиху называют так за то, что ее плоды облепляют ветки.
Воспитатель: А за что же мы, сибиряки называем облепиху «сибирским ананасом»?
Воспитатель: Возьмите по ягодке облепихи, по кусочку ананаса, но не кушайте. Понюхайте плоды облепихи настоящего ананаса и попробуйте их еще раз, - что вы почувствовали?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно, и по запаху они похожи, и по кисло-сладкому вкусу. Вот поэтому облепиху и называют «Сибирским ананасом».
Воспитатель: Садитесь. (Осанку)
Этот удивительный кустарник растет у нас в Туве, на Алтае, на Кавказе, и в Средней Азии, Белоруссии, Подмосковье и на других территориях нашей страны.
(Воспитатель на географической карте показывает места произрастания облепихи)
Облепиха очень любит солнышко, тепло. Хорошо переносит сибирские морозы даже под 50 градусов!
Воспитатель: Но какую особенность имеет облепиха?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вот веточка облепихи. Рассмотрите ее внимательно. Какая она?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, все веточки ее покрыты колючками.
- А для чего ей нужны эти колючки?
Ответы детей.
- Для защиты, а от кого облепиха защищается ими?
- Да. Облепиха защищается от рук людей, которые, собирая ее урожай, начинают рубить, обламывать ветки с ягодами.
Воспитатель: Каждую ягоду нужно собирать аккуратно, не повреждая кустарник. А как можно зимой, вот с такого кустарника собрать ягоды? (После мороза можно оттряхнуть ветки с ягодами, постелив под дерево клееночку). — А для кого дачники в своих садах оставляют на облепихе небольшую веточку с ягодами?
Дети: Для птиц.
- Зимой обязательно нужно не забывать про птиц и подкармливать их.
Воспитатель: Я вам открою еще один секрет, облепиху не только называют «сибирским ананасом», но еще и «колючим доктором». Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, облепиха – одно из самых лекарственных растений леса и сада. Из семян облепихи делают облепиховое масло (повторите словосочетание).
- Возьмите одну ягодку облепихи, съешьте ее, а семечко, разжевав положите на бумагу. Что появилось на бумаге?
Дети: Жирное пятно желтоватого цвета.
- Это капелька целебного облепихового масла. Посмотрите на него. (Показываю баночку с натуральным облепиховым маслом). Хотите попробовать?
- Какое масло облепиховое на вкус? (Ответы детей).
Какой цвет у масло? (Ответы детей).
- Облепиховое масло – целебное. Его используют для лечения поражений кожи, заболеваний глаз, ожогов и других болезней. А еще в древней Греции листьями и молодыми побегами облепихи кормили или лечили молодых лошадей. От этого они выздоравливали, прибавляли в весе, шерсть начинала лосниться, становилась шелковистой и красивой.
- Теперь вы знаете, почему облепиху называют «Колючим доктором».
Воспитатель: Хотите отдохнуть? Тогда давайте сейчас уберем наши вкусные загадки.
- Давайте теперь отдохнем у нашей облепихи.
Физминутка:
Желтая колючка облепиха
Зреет лишь зимою, говорят.
Ветер налетает. Тихо-тихо
Ягоды замершие звенят.
Отломил, привез домой я ветку,
В комнате поставил на окне.
Спрятал от мороза и от ветра,
Думал, зацветет она к весне.
- Дети, когда вы придете домой, загадайте своим родителям загадку: «Какую ягоду называют «Сибирским ананасом»?
- А чтобы они догадались, что нужно сделать? Хотите нарисовать для родителей ветку облепихи, чтобы они догадались?
Дети: Хотим!
- Тогда возьмите все, что вам необходимо для рисования.
- На листочках нарисована веточка, она похоже на веточку облепихи?
Дети: Нет!
- А что нужно нарисовать, чтобы эта веточка превратилась в веточку облепихи?
Дети: Ягодки, иголочки.
- Молодцы! Каким цветом будете рисовать ягоду облепихи.
(Прохожу и помогаю детям индивидуально).
- Нарисовали. Молодцы! Рисунок унесете родителям и расскажите им о «Сибирском ананасе» все, что узнали. Сейчас рисунок положите на край стола. Молодцы!
- Наша Тува очень богата еще и другими лекарственными растениями!
- Посмотрите, какое это растение?
Дети: Шиповник.
- Правильно – это шиповник. Колюч, как ежик, красив, как роза.
Значительную ценность представляют плоды шиповника. Они содержат большое количество витаминов. Плоды употребляют в свежем виде, сушатся, из них готовят витаминный чай, варенье, настой из шиповника люди пьют от расстройства желудка. А из семечек шиповника делают жирное масло, которое врачи используют для лечения ран, ожогов. Значит можно шиповник назвать доктором?
Дети: Да!
- А это, какое растение?
Дети: Черемуха!
Правильно, это черемуха. А еще ее называют белоснежной красавицей. Черемуха является очистителем и оздоровителем воздуха от болезнетворных бактерий. Веточка черемухи, опушенная в стакан с не очень чистой водой, обеззараживает ее (делает воду чистой). Поэтому в народе черемуховой водой промывали глаза, полоскали рот. — Можно черемуху назвать доктором?
Дети: Да!
Итог занятия :
- Мы с вами познакомились с растениями, которых как можно назвать?
Дети: Докторами!
- Назовите их?
- Правильно, это лекарственные растения, которые растут у нас в Туве.