Наталья Украинская
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи для детей 4–5 лет «В гости к насекомым»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гости к насекомым»
Задачи:
1. уточнить представления об отличительных особенностях внешнего вида насекомых, о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, закрепить с детьми понятие «Насекомые»
2. создать условия для развития памяти, внимания, словесно-логического мышления, речи;
3. воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи для детей 4–5 лет „В гости к насекомым“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в вашем детском саду. Сегодня нас ждут волшебные истории, увлекательные игры и еще много чего интересного. Мне хотелось бы, чтобы у нас все получилось, и целый день было хорошее настроение, а для этого – дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
- Скажите, о каком времени года эти строки?
Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
А зовут меня … (весна)
- Правильно! Скажите, а что с природой происходит весной? (Растаял снег, напоил землю влагой, проснулись растения, насекомые, прилетели птицы, расцвели цветы)
- Совершенно верно, с приходом весны природа проснулась, всё вокруг ожило : и деревья, и цветы, и жучки, и паучки!
- А каких насекомых вы знаете?
- Ой, а что это такое лежит на полянке?
- Это конверт с письмом.
- Кто-то нам оставил письмо, давайте его прочитаем.
Письмо.
Помогите! Помогите!
Нас заколдовала злая фея, и мы теперь в опасности.
Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки и собрать картинку из частей.
(подпись) Насекомые.
- Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)
Дети собирают картинку «Насекомые»
- Какие насекомые здесь изображены?
- Вот, молодцы! Уже одно задание выполнили! А теперь загадки:
1. На ромашку у ворот
Опустился вертолет–
Золотистые глаза,
Кто же это? (Стрекоза)
2. Погляди на молодцов,
Веселы и бойки.
Волокут со всех сторон
Материал для стройки,
Без работы, хоть убей,
Жить не может….(муравей)
3. Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький … (кузнечик)
4. Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это (божья коровка)
5. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)
6. Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? (Пчела)
7. Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский (Жук)
8. Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (Гусеница)
- Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.
- Какие вы молодцы!
- А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)
Презентация № 1
Слайд № 2
- А кто мне скажет, кто такие насекомые? Это такие букашки, у которых 6 ног. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей. Вот откуда появилось понятие «насекомые» - от слова «насекать».
- А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.
Вот, например, бабочка.
Презентация «Появление на свет бабочки» (слайды № 3 – 13)
- Пойдёмте на ковёр и немного отдохнём
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Игра: «Какой, какая?» - работа по картинкам
Кузнечик (какой) - ….(жук, муравей, комар)
Бабочка (какая) - ….(стрекоза, пчела, муха, оса)
Игра «Кто как передвигается»
Зеленый кузнечик прыгает, а полосатая пчела … (летает)
Майский жук ползает, а маленький кузнечик (прыгает).
Стрекоза летает, а трудолюбивый муравей (ползает).
Маленький комар летает, а большой кузнечик….
Муравей ползает, а стрекоза ….
- Посмотрите внимательно на картинки. Это насекомые. Я буду читать стихотворение, и показывать насекомых, о которых в нем говорится. Если вы помните стихотворение, рассказывайте его вместе со мной. Старайтесь говорить четко и выразительно. (мнемотаблица)
Прилетела к нам вчера полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк и веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.
Приходили муравьи и травинку принесли,
И паук на всех смотрел, сети плел и песни пел.
- О каких насекомых говорится в стихотворении? (О пчеле, шмеле, мотыльке, жуках, стрекозе, муравьях)
- Еще говорится о пауке.
Слайды № 14 – 16
- Многие насекомые считаются полезными. Ребята, а вы знаете, чем полезны насекомые?
Слайд № 18 - 20
(Насекомые полезны, потому что они опыляют растения; пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой; они являются кормом для птиц и некоторых животных).
- А чем вредят? (Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций).
- Есть ли у насекомых враги? (Есть.)
- Кто? (Птицы, люди, животные, другие насекомые.)
- Как насекомые спасаются от врагов?
(Воспитатель обращает внимание детей на окраску насекомых)
Слайды № 21, 22
- Почему кузнечик зелёный?
- Почему майский жук коричневый? (Кузнечик живёт в траве, майский жук - на ветках деревьев.) Зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов, прятаться.)
Слайд № 23
- Посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо видно и в траве, и на коре дерева и на цветах. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? (Предположения детей.)
- Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!
- А вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы? Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.
- Ребята как называется сказка, в которой живут, зайчик, муравей, бабочка, воробей? Правильно «Под грибом». Давайте покажем эту сказку? (Дети надевают маски)
Сценарий спектакля по сказке В. Сутеева «Под грибом»
Ведущая:
Весной солнышко сияет,
Лес волшебный оживает,
Просыпаются цветы, Травы, бабочки, жуки.
Сорока: (взволнованно тараторит) Что я слышу! Что я слышу!
Дождь спешит по нашим крышам!
Что же делать! Вот беда!
Прячьтесь, звери, кто куда!
Ведущая: (сочувственно) Вот бедняжка Муравей,
От дождя бежит скорей!
Появляется Муравей.
Я собрал травинок кучу,
Но накрыла меня туча!
Чтоб не подхватить мне грипп,
Спрячусь быстро я под гриб
Ведущая:(удивленно) Не успел залезть под гриб –
Рядом Бабочка стоит…
Появляется Бабочка.
Дождик льет, теряю силы.
Мокнут лапки, мокнут крылья.
Муравьишка, помоги!
Под грибок меня пусти
Муравей:
Прячься, Бабочка, скорей –
Будет вместе веселей!
Ведущая: Только встали под грибком –
Вдруг мышонок к ним бегом
Появляется мышонок.
Пи-пи-пи! Мне помогите!
Под грибок, меня пустите
Апчхи! Апчхи!
Бабочка: Прячься, мышонок, скорей –
Будет вместе веселей!
Ведущая: И втроем они бочком,
Примостились под грибком.
Всех укрыл наш гриб лесной
В этот дождик проливной.
Тут увидел трех друзей
Серый малый воробей,
Воробей:
Хорошо вам под грибком,
Скрылись от дождя втроем.
Вы меня к себе пустите!
Спрятаться мне помогите!
Мышонок:
Прячься, воробей, скорей –
Будет вместе веселей!
Ведущая:
В тесноте – да не в обиде!
Вдруг опять зверята видят:
Зайчик мокрый к ним бежит –
Хвостик серенький дрожит!
Зайчик:
Помогите, помогите,
От лисы меня спасите!
Хочет съесть меня она.
Ой, пропал я! Ой, беда!
Помогите мне друзья!
Воробей:
Надо зайца выручать
-От лисы его спасать!
Мышонок:
Прячься, прячься ты сюда.
Лиса: (хитро подкрадывается)
Ах! Кого я ви-и-жу!
Подойду поближе…
О-очень интере-е-сно… (заглядывает под шляпку гриба)
А вам тут не тесно?
Все вместе: Нет!
Лиса:(разозлившись)
Заяц должен быть у вас!
Выдать зайца сей же час!
Разозлилась я совсем –
Всех в лесу сейчас я съем!
Бабочка:
Ну – ка, хитрая Лиса!
Уходи к себе в леса!
Лиса убегает
Муравей:
Как же так?
Я был один,
Под грибочком вот таким,
А потом мы вчетвером
Уместились под грибом.
Лягушка: Ква-ква-ква
Посмотрите-ка друзья,
Дождь прошел и гриб как дом
Стал большим, высоким!
Муравей: Все мы были под грибом.
Так давайте что есть силы,
Скажем все спасибо грибу!
Все вместе: Спасибо!
- Спасибо нашим артистам. А каких насекомых вы узнали в этой сказке?
- Ребята, давайте вспомним, о ком мы сегодня говорили на занятие.
Презентация к занятию № 2
- А сейчас подойдите ко мне, если вам понравилось заниматься - возьмите солнышко, если нет – тучку.
- Мне было очень приятно с вами работать. Я желаю вам отличных успехов, быть добрыми и послушными детьми. Спасибо.