наташа сапожникова
Сенсорные игры как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорные игры как средство развития речи дошкольников»
Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности.
Сенсорное развитие имеет прямое воздействие на формирование правильной речи.
Публикация «Сенсорные игры как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Проанализировав изученный материал, я решила, что данную проблему надо решать через игру, которая является основной деятельностью дошкольников.
1) Поэтому целью моей работы стало:
Создания условий для сенсорного развития детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.
Задачи представлены на слайде:
2) Задачи:
-Формировать сенсорику детей в разных видах деятельности.
-создание развивающей среды для речевого и сенсорного развития;
-формирование и закрепление в речи представлений, о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе (сенсорные эталоны);
Каковы же Причины снижения речевого развития :
- общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук.
- родители стараются оградить детей от домашних дел – сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали, в результате дети меньше говорят, а больше смотрят, слушают. Сами родители заняты и не общаются с детьми, не играют;
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно – дети «не видят» мир во всех красках;
- тревожность родителей, гиперопека - все делают за ребенка, в результате нет мотивации и желания делать что-то самому, слабая моторика, слабый речевой аппарат.
Поэтому -сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития и имеет прямое воздействие на формирование правильной речи.
-сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения:
-зрительные, слуховые, тактильные, двигательные и имеют большое значение для развития речи детей.
-игра – один из лучших способов развития речи и мышления дошкольников.
Именно через игру ребенок учится осязанию, восприятию, сравнению, принимать самостоятельные решения,
усваивает основные сенсорные эталоны, а самое главное
путем игры ребенок познает мир и развивается как личность.
Дидактические игры вызывает у детей большой интерес, желание действовать и в этом нам помогает сенсорный уголок.
1. Игры с массажным мячиком.
Цель таких упражнений - развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений.
2.«Пальчиковые игры»
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения.
3. Дыхательная гимнастика:
Цель: Обучение приёмам проведения дыхательной гимнастики.
4.«Тактильные ладошки»
1. Развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка;
2. Развитие тонкой пальцевой моторики;
3. Развитие внимания, наблюдательности, памяти;
4. Развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи
6. Дидактическая игра «Помогите Золушке».
Цель: развитие тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук, развитие мелкой моторики; внимания, памяти.
7. Дидактическая игра на мелкую моторику: «Собери бусы»
Цель: формирование умения сочетать по цвету; обучение приемам работы по образцу.
8. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Цель:
Учить детей учить детей узнавать предметы по характерным признакам, развивать тактильные ощущения, описывать объект.
9.“ Сортер-стаканчики: цветные бомбошки”
Подходят для развития мелкой моторики рук при помощи увлекательной игры.
Сортируя мягкие шарики-бомбошки по разноцветным стаканчикам, ребёнок развивает ловкость, логику и тактильные ощущения.
10. Дидактические игры с морскими камешками
Камни - замечательный сенсорный материал для развития тактильных ощущений, для развития мелкой моторики!
11. Сухой бассейн игры с крупами :
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев.
Задачи:
1. Развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;
2. Укрепление мышц пальцев и кистей рук,
3. Развитие познавательной функции речи;
4. Расширение пассивного и активного словаря;
5. Уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь.
12. Дидактическая игра "Волшебные ракушки"
Цель: учить детей создавать изображение с помощью природного материала. Развивать творческое воображение, восприятие, интерес к художественному творчеству.
13.«дидактические игры с камешками Марблс»
Игры с камешками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений.
14. Игры с пуговицами
Игры пуговицами отлично развивают :
-точность движений и внимание;
-логическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать);
-творческое воображение; -мелкую моторику рук и тактильное ощущение.
15. Дидактическая игра для развития мелкой моторики и речи
«Веселые фруто-крышки»
Эта игра будет одинакова интересна и полезна для детей разных возрастов.
Игра развивает мелкую моторику, а это положительно воздействует на речь, внимание, мышление, координацию, наблюдательность, зрительную и двигательную память, концентрацию, воображение ребенка.
16.«Игры с прищепками»
В таких играх развивается мелкая моторика, творческие способности и логическое мышление.
18.«Сенсорная коробочка», как средство развития речи.
сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развитие.
У ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев.
19.«Игры с песком на световом столе»
Игра с песком — это естественная и доступная форма деятельности для ребенка:
- развивается тактильная чувствительность, как основа ручного интеллекта
- развиваются познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, развивается речь и моторика.
20.«Свойства снега»
Цель: развивать творческую исследовательскую активность младших дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить со свойствами снега (белого цвета, холодный, не имеет запаха, от тепла — тает и превращается в воду).
21.«Холодно - тепло – горячо»
Цель: определение температуры воды на ощупь.
22. Сенсорные шарики
Эта игра тренирует моторику и чувствительность пальцев, развивает интерес ребёнка к разным материалам и текстурам.
23. Потрогай пальчиком Цвета
24.«Каплетерапия» Это самая любимая технология детей.
Цель: способствовать развитию мелкой моторики и навыков коммуникативного взаимодействия.
Дорожка здоровья с элементами сенсорики»
Цель: развитие тактильной чувствительности ступней ног.
Как считала педагог-психолог
Мария Монтессори
Развивать у детей чувство осязания - значит учить их «видеть руками».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!