Анна Уварова
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста средствами природы
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время экологическое воспитание стало одним из направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных образовательных организациях.
Согласно ФГОС ДО сенсорное воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие» и направлено на достижение целей развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. [1]
Публикация «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста средствами природы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Полноценное умственное развитие и как его результат - готовность ребенка к школе в значительной мере зависит от сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание ребенка – это воспитание его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. [15]
С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.
В ряду других способностей сенсорные способности занимают ведущее место. Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.
Сенсорное воспитание тесно взаимосвязано с умственным, физическим и эстетическим развитием. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорная культура оказывает существенное влияние на становление различных видов детской деятельности: музыкальной, изобразительной, конструктивной, игровой, математической и речевой.
Одним из замечательных средств сенсорного воспитания детей является природа. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. Природа является неиссякаемым источником обогащения чувственного опыта ребенка. Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа - условие для всестороннего воспитания и развития ребенка.
Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания. Дети дошкольного возраста способны понять и оценить красоту природы : пение птиц, запах осенней листвы, шум дождя, краски заката и восхода и т. п.
Можно много раз пройти по красивейшему скверу и не заметить его красоты, а можно пройти всего один раз и остановиться, и увидеть, как красивы и необычны в нем деревья, как освещены солнцем их верхушки, как ярки на фоне зеленой травы тюльпаны; услышать как весело щебечут птицы. Или полюбоваться, как величавы зимой деревья под снегом, а свет от уличного фонаря делает все вокруг таинственным и переносит нас в мир сказки. Очень важно заметить все описанное выше и еще многое другое вместе с ребенком.
Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.
Исследованиями в области сенсорного воспитания дошкольников уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгна, Е. И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство ума, чувств, воли. В наставлении к «Материнской школе» он указывал, что «… природа достаточно ясно показывает нам на многих вещах… насколько важно, чтобы ребенок в самые нежные годы своей жизни был хорошо воспитан и приобрел добрые привычки». И далее «Как молодое деревце легче, нежели старое, уже окрепшее дерево, может быть направлено в ту или другую сторону, так человек в этом раннем возрасте легче, нежели в позднейшем может быть приучен ко всему, если только будут употреблены подходящие средства».[15]
Большое значение придавал природе и К. Д. Ушинский, он был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи К. Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е. Н. Водовозовой, Е. И. Тихеевой, которые уделяли много внимания природе, как средству умственного воспитания дошкольного возраста.
Е. Н. Водовозова раскрывает роль наблюдения как наиболее доступное средство ознакомления маленьких детей предметами и явлениями окружающей природы. По её мнению, наблюдение для детей дает богатую пищу для развития детского ума и эстетического чувств.
В ряде научных трудов А. И. Васильевой, Н. К. Постниковой, И. А. Хайдуровой и др., косвенно касающихся вопросов сенсорного воспитания детей показано значение анализирующего восприятия (умение видеть признаки объектов природы) для развития деятельности детей в процессе познания старшими дошкольниками взаимосвязей в природе. Таким образом, педагогические работы по ознакомлению дошкольников с природой раскрывают возможность и необходимость формирования сенсорных навыков у детей. [15]
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по – детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействует на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.
Однако, анализ современной образовательной практики позволяет констатировать, что педагоги дошкольных образовательных учреждений не используют всего разнообразия объектов природного окружения для сенсорного воспитания дошкольников.