Татьяна Рудакова
«Сенсорное развитие у детей трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенку исполнилось три года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком. Давно уже кануло в прошлое представление о дошкольном возрасте как о «пустом» времени, когда ребенок только растет и забавляется. Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития ребенка. В три года у детей развито умение и желание общаться с взрослым, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять ее в определенное русло. Дети этого возраста уже могут учиться, и научить его можно многому.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Задача взрослых не научить ребенка чему - то необычному, а наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. В младших группах детского сада большое место отводится сенсорному развитию, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Этот возраст наиболее благоприятный период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов внешних свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны : устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы.
Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.