Любовь Зуева
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Тема:
«Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорная культура ребёнка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Публикация «„Сенсорное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Работая много лет в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета.
Результаты обследования нервно-психического развития детей показали, что большинство из них отстает в сенсорном развитии (за норму мы взяли показатели, разработанные Аксариной и Печерой).
Поэтому я решила уделять больше внимания данной проблеме. Я наметила задачи и определила перспективу работы.
Задачи работы:
1. Создать условия в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта детей в различных центрах активности в группе.
2. Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей.
3. Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я старались организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.
Потребовалось немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.
В помощь работе была сделана тематическая подборка статей из журналов "Дошкольное воспитание", "Ребенок в детском саду", "Обруч", "Дошкольная педагогика", содержащих идеи оформления уголка. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества в составлении сенсомоторного уголка. Были использованы методические пособия «Первые шаги», «Самые маленькие», «Младший дошкольник в детском саду». Очень помогла мне книга Л. Мишина «Домашняя школа Монтессори».
Оценив, то, что предлагают психологи и методисты, я разделила сенсорный уголок на несколько зон:
- игрушки для развития мелкой моторики;
- для восприятия формы и величины;
- для восприятия цвета;
- для восприятия звуков;
- для тактильных ощущений;
- оборудование элементарных опытов.
Я создала в группе предметно-развивающую среду, которая в
значительной степени влияет на развитие мозга в раннем возрасте. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.
Я подобрала игрушки, разнообразные по величине, форме, цвету - детали конструктора, куклы в разноцветных платьях, разноцветные ведерки, совки, шары,
Учитывая, что дети данного возраста очень любят подражать взрослым, подобрала предметы, которыми пользуются дома мамы - ситечки, совочки, щеточки, губки - чтобы дети могли мести, вытирать, просеивать. Придумала игры с данными предметами. Например, игра «Волшебное ситечко» - дети просеивали крупы, отделяя рис от манки, или вылавливали шарики из воды.
Разнообразный дидактический материал вызывал у детей большой интерес.
Необходимо отметить, что сенсорный уголок мобильный, оборудование и игрушки расположены в шкафах, но я могу менять их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.
Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляю непосредственно в образовательной деятельности - рисование, лепка, конструирование, предметный мир и т. д.
Используя методическое пособие «Домашняя школа Монтессори» разработала конспекты непосредственно образовательной деятельности в форме игры. Например, игра «Собираем ягоды», «Посыпаем дорожки», «Бусы порвались», «Янка заболела. Готовим лекарство» и т. д. Героями всех этих занятий были обезьянка Янка, кошка Маркиза и Бегемотик Мотя.
Однако, учитывая специфику работы с детьми с 2-х до 3-х лет, необходимо постоянное повторение задач занятий в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей. Поэтому я продумала, как буду осуществлять сенсорное воспитание детей в совместной деятельности. Через дидактические игры, предметную, конструктивную деятельность и т. д.
Дидактические игры и упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения образовательной деятельности, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных детьми знаний и умений.
Для того, чтобы работы велась в системе (от простого к сложному, составила перспективный план, распределив игры по месяцам. Например, сентябрь, дидактические игры «Цветные фоны», «Разноцветные шарики», «Закрой мышке окошко», «Подбери чашку к блюдцу», «Собираем ягоды», «Разложи шарики», «Разложи ягоды по тарелочкам» (В сентябре использую 2 цвета, в ноябре - уже 3). Дидактические игры «Собери пирамидку», «Разноцветные шарики», «Просеивание через сито».
Частым гостем у детей была обезьянка Янка. С ее помощью я вводила игровую проблемную ситуацию: Янка пролила воду прямо на стол. Что делать? Предлагаю детям взять губки и собрать воду в чашку.
Янка просыпала крупу - дети берут щетку, совок сметают крупу и высыпают ее в банку.
Сначала действия детей были неловкими. Они не могли держать ситечко, совок, не могли сметать со стола щеткой. Трудно им было собирать воду губкой, а затем отжимать ее. Постепенно эти навыки стали все более уверенными.
Если дети испытывали трудности в усвоении цвета, формы, связи между свойствами предмета, исправляла ошибку, не требуя от детей специального запоминания. В этом случае я использовала эффективный прием - любое понятие я связывала в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет круглой формы -мяч, прямоугольной - кирпичик, треугольной - крыша).
Вся моя работа не была бы столь плодотворной, если бы я не смогла заинтересовать родителей. На родительском собрании по теме «Давайте познакомимся» совместно с детьми было проведено чаепитие. Родители принимали активное участие в его организации. Пока младший воспитатель накрывал на столы, я рассказала, какую роль оказывает сенсорное
воспитание на развитие ребенка, показала родителям игры, которые уже есть в группе, предложила помочь пополнить игровой материал. В родительском уголке регулярно помещала консультации о сенсорном воспитании детей, проводила беседы. Родители заинтересовались моей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса.
Очень много пособий дидактических игр, тренажеров мы изготовили только благодаря помощи наших родителей. Смастерив какую-либо игру, мамы сами проводили презентацию для детей, участвовали в играх. Брали дидактический материал домой.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, помогает развивать их представления об окружающих предметах, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа. Развивается речь детей.
Анализ нервно-психического развития детей в конце года показал, что почти все дети знают основные цвета, умеют ориентироваться на листе бумаги, выбирают заданную фигуру нужного размера, знают форму и качество предмета. У детей расширился словарный запас. Они могут отвечать предложениями на вопросы воспитателя.
Список используемой литературы.
1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М. : Медицина, 1977 год.
2. Бабаева Т. И., Крулехт М. В., Михайлова З. А. Младший дошкольник в детском саду. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 год.
3. Зворыгина Е. В., Карпинская Н. С. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М. : Просвещение, 1985 год.
4. Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста. - М. : Просвещение, 1976 год.
5. Мишин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. Изд. Карапуз, 1996 год.
6. Печера К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М. : ВЛАДОС, 2004 год.