Людмила Трошанова
Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через использование дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность вопроса
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Опыт работы „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через использование дидактической игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Поэтому считаю, что сенсорное воспитание детей очень актуально как для раннего возраста, так и для детей второй младшей группы детского сада, с которыми я работаю.
Работая с детьми этого возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно использовала дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях, в индивидуальной работе и в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр.
Также в процессе игры формируется доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Практическая часть.
Свою работу я начала с создания предметно- развивающей среды в группе. Постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности. При организации сенсомоторного уголка я уделила внимание созданию авторской концепции его оформления. Так же в группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал:
- «Мозаика» (несколько видов)
- конструкторы «Лего»,
- пазлы,
- кубики (разного цвета и величины,
- пирамидки (пластмассовые, разной величины,
- игрушки- вкладыши (несколько видов)
- строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.
- игрушки- сортеры (несколько видов) и т. д.
В работе с детьми я стараюсь большое количество дидактических игр планировать в утреннее и вечернее время, это позволяет мне проводить их небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуально- дифференцированный подход.
Анализируя проводимые дидактические игры, наблюдая за детьми в процессе свободной деятельности, отслеживая результативность занятий, я пришла к выводу, что преодолеть трудности детей в решении дидактической задачи, можно через занимательность в обучении. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка.
Одним из важных условий обеспечивающих нормальное развитие ребенка является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании ребенка, а это и педагоги и родители. Их действия должны быть согласованными, а требования постоянными. Для меня было важно выяснить, насколько важной родители считают проблему сенсорного воспитания, занимаются ли они со своими детьми, имеют ли они достаточно знаний, чтобы успешно решать эту проблему. Для этого я провела анкетирование среди родителей.
Так же в уголке для родителей размещена информация на тему «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр». Где говорится о значении, видах игр по сенсорному воспитанию и способах их организации.
Активизации интереса родителей к проблеме сенсорного воспитания детей способствовало их участие в изготовлении дидактических игр и пособий для группы к новому учебному году. Так же в течение прошлого и этого учебного года родители с детьми принимали участие в совместных творческих выставках поделок.
Результативность работы
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.
Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсо-моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.