Получи документы

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Элина Карасова
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы

Богатство ощущений и восприятий –

предпосылка для полноценного

познания окружающего мира,

развитие мыслительных процессов, т. к.

«внешние чувства составляют материал

для всех рассудительных работ»

К. Д. Ушинский

Тема самообразования на 2021- 2022 учебный год: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах

Целью самообразования являлось повышение профессиональной компетентности в вопросах обучения детей младшего возраста.

Мною были поставлены следующие задачи:

1. Изучить учебную и методическую литературу по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

2. Подготовить материал для проведения игр по сенсорному развитию детей 3-4 лет.

3. Подготовить и провести работу с родителями по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и

формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме,

цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С

восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое

внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи.

Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли

такие отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская,

Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, П. Сакулина, Э. Г. Пилюгина,

Е. И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я. А.

Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что период

дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития

ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность

умственного, физического, эстетического воспитания детей.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать

широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают

ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру,

форме, цвету, степени шероховатости или гладкости и т. д.

Поэтому, я решила работать над темой «Дидактические игры как

средство сенсорного развития детей дошкольного возраста» именно с первой

младшей группы, так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет

подготовительный этап сенсорного воспитания, а далее начинается

организация систематического усвоения сенсорной культуры.

Сенсорное воспитание должно планомерно и систематически

включаться во все моменты жизни ребенка.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, цвету, степени шероховатости или гладкости и т. д.

Поэтому, я решила работать над темой «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста» именно с первой младшей группы, так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания, а далее начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры.

Сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка.

В истории дошкольной педагогики на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева) были разработаны разнообразные дидактические игры по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях.

Н. К. Крупская придавала большое значение игре, как одному из средств формирования личности детей : «Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения и животных».

На практическом этапе:

I. подготовила материал и пополнила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию;

II. изготовила дидактические игры на закрепление цвета; на закрепление тактильных ощущений; на закрепление понятие величины; на закрепление понятие формы.

Дидактическая игра : «Найди свой домик»

Цель: формировать представление детей об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать мышление, внимание.

Дидактическая игра : «Посади бабочку на свой цветок»

Цель: Закреплять основные цвета, называть их (красный, синий, зелёный и т. д.)

Дидактическая игра «Найди предмет указанной формы»

Цель: упражнять детей на закрепление понятие формы.

Дидактическая игра «Какая фигура лишняя»

Цель: Учить детей решать логическую задачу на сходства и различия, на нахождение пропущенной фигуры.

Дидактическая игра «Что в мешочке?»

Цель: упражнять детей на развитие тактильных ощущений. Развивать мелкую моторику рук.

Дидактическая игра «Большой, средний, маленький»

Цель: упражнять детей сравнивать предметы по величине. Развивать зрительное внимание. Активизировать словарь детей : большой, средний, маленький с разной интонацией (большой- низким голосом; средний- средним голосом; маленький- высоким голосом).

Дидактическая игра «Заплатка на варежке»

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать мелкую моторику рук.

Также необходимо учитывать влияние предметно-окружающей среды, как одно из условий успешного формирования представлений о сенсорных эталонах.

Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию : пирамидки, матрешки и т. д. ; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.). Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.

Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.

Родители принимают участие в пополнении уголка новыми пособиями.

Еще одно универсальное пособие в нашей группе - развивающая ширма «Познавайка», с помощью которой можно проводить дидактические игры, её легко складывать и переносить, она многофункциональна, её можно использовать как ширму для театра, использовать в играх как палатку, домик и т. д.

1 секция. Используется для дидактической игры «Большая стирка. Помоги маме развесить белье» (предметы одежды выполнены из фетра). При необходимости может использоваться и для других игр, связанных с группированием (можно вешать карточки, геометрические фигуры и т. д.)

2 секция – игровое полотно. Здесь можно поиграть в игру «Собери по образцу». Данное пособие поможет: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Совершенствовать все виды счёта. Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах. Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету). Развивать речь детей, умение делать простые выводы. Закрепить и расширить пространственное представление.

Варианты игры – «Собери красивые бусы» - желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности, собирая тем самым бусы

«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .

«Найди пару», «Найди такую же…» - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.

«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

«Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

«Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

3 секция. Здесь представлена дидактическая игра «Плетение». Выполнена она из решеток для раковины, лент и шнурков. Позволяет переплетать ленты и шнурки, продевая их в ячейки решетки так, как захочется. Нижняя часть створки состоит из полотна с волшебными тактильными ладошками.

Таким образом, объединяя наши усилия, мы делаем все для того, чтобы наши дети полноценно развивались каждый день.

С детьми 3-4 лет, работа по сенсорному воспитанию проходила через разные виды деятельности ребенка.

На прогулке наблюдала с детьми за осенними явлениями природы. Предлагала рассмотреть осенние листочки разных деревьев, определить их форму, цвет, величину, сравнить листочки. Обсуждали цвет одежды и обуви каждого ребенка. Классифицировали деревья и дома по высоте. Учились сравнивать окружающие предметы с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Дети играли в сюжетно-ролевые игры : «Автомобили», «Магазин овощей и фруктов» - классифицировали предметы по цвету, по одному признаку. С детьми второй младшей группы проводила дидактические игры на формирование представлений о различных признаках: цвете, форме, величине.

В игре «Воздушные шары» дети подбирали цветные нити для каждого шарика, в игре «Сенсорное лото» учились группировать картинки с изображением предметов в соответствии с цветом поля, на которое они выкладывались. В играх: «Назови геометрическую форму», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя» через игровое действие и правила подводила детей к логическому мышлению, заставляла больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления. Особенно нравятся детям игры : «Что лежит в мешочке», «Ящик ощущений». Им нравиться на ощупь определять геометрическую фигуру. У кого-то получалось с первой игры, а у других нет, потому что, не видя фигуру очень сложно определить ее на ощупь. С такими детьми проводила индивидуальную работу: обследовали фигуры, уточняли их особенности. Очень много значит в этом возрасте похвала детей. Для них это огромный стимул к деятельности. Всегда стараюсь хвалить всех детей и ни в коем случае не сравнивать их друг с другом. Строили с детьми башню из кубиков при проведении игры «Башня из кубов». Учились сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей по величине, определяли словом отношения трех соседних элементов («большой», «поменьше», «самый маленький»). Сравнивали по величине игрушки в игре «Сравни предметы по высоте». Сортировали фрукты разной величины (трех размеров – большие, поменьше, маленькие, три корзины – большая, поменьше, маленькая. При проведении новой игры четко, эмоционально знакомила детей с ее содержанием, правилами и действиями, уточняла их понимание, вместе с ними играла, чтобы выяснить, насколько ее правила усвоены. Затем предлагала детям поиграть самостоятельно, но при этом следила за ее ходом. Когда дети усвоят правила, то они самостоятельно объединялись в группу для игры и выбирали игру по желанию. Для данного возраста детей изготовила игры : «Цветочные полянки», «Веселые прищепки», «Где мой домик?», «Сенсорное лото», «Ящик ощущений», «Разноцветные шнурочки», «Найди пару на ощупь», «Собери букет»

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.

Восприятие мира ребенка младшего дошкольного возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.

Поэтому в русле инновационной работы я использую детское экспериментирование.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, занятие, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности- экспериментированию.

Я провожу с детьми игры экспериментированию - поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику. Использую простейшие способы обследования: рассматривают, дотрагиваются до предметов, гладят его, проводят ладонью, пальцами, трясут, прокатывают, нюхают, слушают звук … Малыши очень любят такие игры-эксперименты.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке»Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке» Я работаю воспитателем в группе раннего возраста 5 лет. В своей работе использую современные педагогические технологии, создаю авторские.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Опубликовано: 18 ноября 2022 в 20:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» (включая файлы) размещена пользователем Элина Карасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД