Наталья Андрюшина
Семья и детский сад как социальные институты формирования развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира – от этого в
решающей степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. На территории нашей страны Российской Федерации проживает огромное количество семей. Все семьи различны между собой, как национальностью, образованием, так и социальным статусом в обществе. Но перед всеми, а именно семьей, как современным социальным институтом общества, стоит одна цель – вырастить полноценное подрастающее поколение будущих граждан России. Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. Дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и детского сада это обязательное, важнейшее условие воспитания ребёнка-дошкольника. Работая над формированием личности дошкольника, и семья и детский сад преследуют одни цели и задачи в вопросах воспитания и обучения, они являются партнёрами в своей совместной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы эти два института, значимых для ребёнка, сами понимали друг друга, находились в постоянном контакте, давали обратную связь, анализировали свою совместную работу, прислушивались друг к другу.
Публикация «Семья и детский сад как социальные институты формирования развития личности дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель. Условия создания единого образовательного пространства «Детский сад – семья», обеспечивающего целостное формирование и развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
Методы исследования: анализ, систематизация.
Результаты и их обсуждения.
Говоря о формировании личности дошкольника, первое, что приходит на ум, это та окружающая среда, в которой находится и тесно взаимодействует малыш. Недаром, именно совместная, кропотливая, порой не всегда легкая работа семьи и детского сада, а в дальнейшем и других социальных институтов, приводит к положительному финалу в вопросе развития, воспитания и формирования личности в целом. Для начала, необходимо понять, кто такой дошкольник, что такое семья и детский сад.
ДОУ – дошкольное общеобразовательное учреждение. Семья –представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.
В основе системы взаимодействия ДОУ с семьями лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность (Закон «Об образовании»).
1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
2. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
3. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
4. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом решаются выделенные как приоритетные, следующие задачи:
• повышение педагогической культуры родителей;
• приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
• изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
• изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Для их решения используются следующие методы:
• индивидуальное или групповое консультирование;
• просмотр родителями занятий и режимных моментов;
• привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;
• анкетирование;
• опрос;
• беседы с членами семьи;
• наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное);
• анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему;
• фиксация дня ребенка.
Еще до поступления ребенка в ДОУ желательно установить первые контакты между семьями и детским садом, для этого можно:
1. Пригласить родителей с детьми посетить и познакомиться с развивающей средой, особенностями работы ДОУ;
2. Представить письменную информацию о работе ДОУ
3. Провести беседу на предмет условий посещения ребенком учреждения;
Дальнейшее взаимодействие родителей и персонала должно проходить в процессе:
1. Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;
2. Неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
3. Ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;
4. Предложений посетить психолога, врача или других специалистов;
5. Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада или, чтобы увидеть, как занимается их ребенок (Недели открытых дверей для родителей);
6. Работы Попечительского совета ДОУ;
7. Решения любых вопросов, касающихся их детей (родительский комитет);
8. Оказания помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров;
9. Участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми;
10. Продолжения дома работы по обучению детей, которую ведут педагоги;
11. Приглашения учителей начальной школы, врачей, социолога и др. лекторов по интересующим вопросам;
12. Оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.
Взаимодействие ДОО с семьей ребенка будет успешным, если соблюдать взаимное доверие, если сотрудничество будет открытым, развивающим и долгосрочным, если будут преобладать партнерские отношения.
Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Список литературы
1. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия. – Журнал. Дошкольное воспитание. № 4, 2008.
2. Глебова С. В. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. – Воронеж, ЧП Лакоценин С. С., 2007.
3. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М. : Знания,1986.
4. Лушников И. Д. В поисках педагогических истин. – М. : Вологда, 2006.
5. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1987.
6. Сластенин В. А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под редакцией В. А. Сластенина – М. : Издательский центр «Академия», 2002.
7. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. – М. : Педагогика, 1980.