Вера Шукшина
Конспект занятия в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Семейные обычаи на Руси».
Группа : старшая.
Образовательная область: социально – коммуникативная.
Цель: Расширение и углубление представлений детей о старинных семейных обычаях.
Педагогические задачи:
Образовательные:
• Закреплять знания старинных русских имен.
• Обогатить словарный запас существительными.
Развивающие:
Темочки:
• Развивать мелкую моторику рук при изготовлении игрушек – оберегов зайчика, солнышка.
• Развивать у детей навыки связной речи.
Воспитательные:
• Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины
Форма организации совместной деятельности: совместно – совместная.
Практическая задача для детей:
Изготовление оберегов. Учить работать в группе для получения общего результата.
Предварительная работа:
Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины»;
Индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»;
Выполнение совместного с родителями проекта «Паспорт имени»;
Знакомство с техникой складывание бумаги «гармошкой»;
Знакомство детей с оберегами и их предназначением.
Оборудование:
Видеозапись с младенцем, запись русской – народной мелодии, белая и жёлтая бумага, ножницы, фломастеры, алгоритмы изготовления солнышка и зайчика.
Основные источники информации: Д и Н. Зима «Тайна имени»; On Women.ru > znachenie-imeni-mariya.html ; Славяне сайт >obereg-diya-rebenka/ .
Сценарий совместной деятельности
Этап Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанника Методы,
формы,
приёмы Прогнозируемый результат
1 Постановка детьми проблемной задачи и принятие её всеми участниками. Ребята у меня радостная новость, родилась внучка. Видеофильм с младенцем.
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Мою внучку назвали Машей
- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока девочка маленькая, её все будут называть как?
А когда она вырастет, то её уже будут называть, как?
- Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
- Молодцы.
- А вы знаете, что обозначает имя Мария?
Это имя обозначает «госпожа».
А, что означают ваши имена? - Молодцы, какие у вас интересные имена!
Раньше в старину пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит.
- Дети, а что такое оберег?
- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит.
- Существуют традиционные детские обереги для новорожденных.
- Вы знаете какие?
Это колокольчик – считалось, что звук серебряного колокольца (или их множества) отгонял злых духов от малыша; коняшка – деревянный конь - качалка (напольные маленькие качели); кукла-пеленашка – обережная кукла, которую клали всегда в постель грудному ребенку; солнышко; зайчик.
- Дети, а вы хотите тоже сделать Машеньке подарок, чтобы он оберегал её от бед?
- Я предлагаю вам объединиться в две подгруппы по цвету ваших смайликов на одежде.
Дети смотрят видеосюжет с младенцем.
Маша, Машенька. Мария Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.
Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Предположения детей.
Дети рассказывают о значении своих имён.
- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед
Предположения детей. Да.
Дети объединяются и занимают места за столами.
Наглядный приём
Словесный репродуктивный
(приём общения)
Наглядный
Мотивирование детской деятельности
Настрой детей на позитивное общение во время совместной деятельности.
Дети высказывают предположения.
Дети рассказывают о своём имени
Дети рассматривают обереги на слайде и учатся любоваться красотой созданной руками человека
2 Процесс совместной деятельности: анализ задачи, выдвижение детьми способов решения, и собственное решение; совместная деятельность детей и взрослых по реализации задачи. 1 подгруппа – белый смайлик.
Изготовление «Зайчика» алгоритм выполнения зайчика.
- Перед каждым лежит лист белой бумаги разного размера, и схема выполнения зайчика. Ваша задача сделать игрушку зайчика для маленькой Машеньки. Она будет оберегать ребёнка. Родители повесят или положат игрушку в кроватку или коляску.
Дети договариваются между собой, кто какую часть туловища будет складывать (способом «гармошка», а затем соединяют между собой, дорисовывают глазки, нос, рот.
2 подгруппа – жёлтый смайлик.
«Солнышко».
- Перед каждым лежит лист жёлтой бумаги и алгоритм выполнения солнышка. Ваша задача сделать солнышко для маленькой Машеньки. Оно будет оберегать ребёнка. Родители повесят или положат солнышко в кроватку или коляску.
Дети работают за столами, выполняют практическое занятие. Воспитатель следит за осанкой, даёт словесную инструкцию.
Дети договариваются между собой, кто будет вырезать круг – лицо солнышко, а остальные лучики (складывают бумагу в виде «гармошки», а затем по очереди приклеивают к кругу.
Дети по алгоритму изготавливают обереги для младенца.
Словесный метод.
Продуктивный метод
Ситуация выбора
Погружение в творческий процесс
Творческий процесс
В процессе совместной деятельности, дети договариваются о дальнейших действиях в изготовлении оберега
3 Результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка. - Какой подарок делала ваша группа?
- А ваша группа?
- Получились у нас подарки - обереги для Маши?
А теперь давайте подарим Машеньке наши подарки - обереги и пусть каждый пожелает ей что-нибудь хорошее.
- Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог.
-Зайчика.
- Солнышко. Ответы детей.
- Никогда не болей, будь здорова.
- Расти крепкой да умной.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добра, и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
Словесный метод
Наглядный метод
Актуализация чувств ребенка
Оценочный метод Дети рассказывают, какие обереги делали они для младенца и оценивают свой результат
Дети говорят пожелания Машеньки