Айгерим Шылмырза
План по самообразованию «Нравственное воспитание дошкольников через игру»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Цель: изучение игры как средство нравственного воспитания дошкольника.
Задачи:
• изучить и проанализировать научную литературу по проблеме нравственного воспитания и ролевых игр дошкольников;
Публикация «План по самообразованию „Нравственное воспитание дошкольников через игру“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
• охарактеризовать значение и сущность игры в дошкольном возрасте;
• выявить значимое социальное окружение в нравственном воспитании дошкольника;
• рассмотреть педагогические условия эффективного использования ролевой игры в процессе нравственного воспитания детей.
• формировать представление дошкольников о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
• развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Актуальность
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.
Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета, а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы, то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм.
В процессе развития личность проходит периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство, особенно, период между 5 и 7 годами жизни. Этот этап является наиболее сензитивным для формирования данной готовности, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка-дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.
Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования. Также недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей педагогической работы.
Вычленение проблемы нравственного воспитания современных дошкольников посредством игры из общего тематического поля исследований, позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми в ДОУ.
Игра оказывает огромное влияние на личность ребёнка. Игра ведущая деятельность детей является великолепной формой организации их жизни. Дети, которые много играют, растут более организованными, дисциплинированными. Через игру можно влиять на поведение ребёнка, на его взаимоотношение с детьми. Но следует помнить, что игра воспитывает только тогда, когда в своей основе имеет нравственное содержание. Одно дело, если ребёнок отображает в игре заботливое отношение к игрушке, другое, если в той же игре грубо обращается с ней. Поэтому организуя игровую деятельность детей, нужно позаботиться о том, чтобы она была содержательной и воспитывающей.
Игра – своеобразная школа для ребёнка. Он принимает определённые роли в игре, что воздействует на развитие различных чувств: доктор – внимателен и чуток; мама – добрая и заботливая; учительница – умная и требовательная. И если ребёнок берёт на себя одну из этих ролей, то, вживаясь в образ, он искренне переживает. Именно поэтому важно, чтобы ребё нок брал на себя положительные роли: игра должна будить в нем добрые чувства. Только в этом случае она оказывает благотворное влияние. Поэтому важно особое внимание уделять играм и их значению в формировании нравственных качеств личности ребёнка.
Месяц Тема Работа с воспитанниками Работа с родителями Изготовление демонстрационного и раздаточного материала, дидактического материала, атрибутов
Октябрь «Дорогою добра» 1. Беседа с детьми на тему «Фея учит доброте»
2. Заучивание стихотворении о доброте
3. Д/ игра: «Волшебный шар»
4. Д/ у: «Розовое очки»
5. Гимнастика для глаз «Помоги другу»
6. Чтение русской народной сказки «Иван Царевич и серый волк»
1. Консультация для родителей «Как воспитать доброго ребенка»
2. Смотр среди родителей «Делай добро птицам» 1. Создание картотеки «Добрые игры»
2. Создание дидактической пособии «Копилка добрых дел»
Ноябрь «Не мешайте мне трудиться» 1. Рассматривание картины «Труд взрослых»
2. Чтение рассказа А. Мусатова «Откуда хлеб пришел»
4. Д/и «Кому что нужно?»
5. П/ игра: «Кто быстрей уберет квартиру?»
6. С/р игра «Едем на работу»
7. Чтение сказки Ш. Перро «Три поросенка» 1. Смотр среди родителей и детей «Как мы трудимся дома»
2. Информация для родителей «Что такое трудолюбие?» Создание картотеки «Сказки, которые учат трудиться»
Создание дидактической пособии «Уголок труда»
Декабрь «Волшебное слова» 1. Д/у «Мы вежливые дети»
2. Заучивание В. Осеева «Волшебное слово»
3. Д/ игра: «Ласковое имя»
3. Чтение сказки Н. Некрасов «Мороз – воевода»
4. Чтение С. Капутикян «Маша обедает», Маршак «Сказка о глупом мышонке»
5. С/р игра «Учим зверят вежливости» 1. Консультация для родителей «Вежливые игры»
1. Создание сборника стихов про вежливые слова
2. Создание дидактической игры «Вежливость»
Январь «Дружба от недугов помогает» 1. Д/ игра: «Помоги другу»
2. С/ р игра: «День рождения друга»
3. Игра «Мост дружбы»
4. Заучивание стихов про дружбу 1. Смотр среди родителей и детей «Подарок моему другу»
2. Консультация для родителей «Игры зимой с друзьями» 1. Создание сборник стихов про дружбу
2. Создание уголка «Дружба начинается с улыбки»
Февраль «Я для папы своего
Не жалею ничего» 1. Беседа с детьми «Роль папы дома»
2. С/ р игра :»Шофер»
3. П/ игра: «Футбол»
4. Чтение сказки Ирис Ревю «Сказка про папу, детей и сказочного человечка»
5. С/ р игра: «Семья» 1. Выставка рисунок «Подарок папе»
1. Создание картотеки «Спортивные игры»
2. Создание пальчикового театра «Семья»
Март «Никого роднее мамы в целом мире нет» 1. Заучивание стихов «Про маму»
2. С/ р игры: «Парикмахерская», «Кухня».
3. Д/игра «Помощь маме»
4. Д/ у: «Очень маму люблю, потому что….»
5. Чтение художественной литературы 1. Консультация «Игры с мамами»
2. Литературный вечер «Люблю маму» Создание дидактической пособий «Как я помогаю маме»
Апрель «Чудеса космоса» 1. Разказывание детей «Наша гордость - космонавт»
2. Д/игра «Найди планету»
3. С/р игра «В космос полетели»
4. Игра – инсценировка «Белка-Стрелка»
5. Загадывание загадок про космос
6. П/игра «Беги» 1. Консультация «Игры для детей старшего возраста»
2. Выставка работ «Космос глазами детей» 1. Создание уголка «Космос в группе»
2. Создание картотеки подвижных игр
Май «Природа – мать, ее надо любить» 1. Рассматривание картин «Природа нашего города»
2. П/игра «Соблюдаем чистоту на участке»
3. П/игра «Птенчики»
4. Д/игра «Можно - нельзя» 1. Консультация «Игры на улице»
2. Смотр среди родителей «Как мы защищаем природу» 1. Создание красной книги
2. Создание сборник стихов про животных и птиц