Татьяна Субботина
Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру
▼ Скачать + Заказать документы
Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их значения, а значит, не используют их в своей речи.
Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение. Игры, предлагаемые нами, помогают дошкольникам узнавать значение новых слов, понимать многозначные слова, определять лексическое значение слова в зависимости от контекста, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними предложения и короткие связные тексты; объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения; осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов; самостоятельно образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов; овладевать навыками речевого этикета, умением составлять описательные и повествовательные тексты.
Публикация «Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру» размещена в разделах
Д/И «Назови ласково»
Цель: учить подбирать в уменьшительно – ласкательной форме слова, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки.
Педагог: вас зовут по-разному: Лена, Алеша, Саша, Катя… Можно еще назвать вас ласково: Леночка, Ленуся, Аленушка. Все это одинаковые по значению слова, только ласковые. Называю животное или человека, а дети говорят ласковые слова.
Заяц - зайчонок, зайчишка, зайка, заюша. Бабушка - бабулечка, бабуля, бабуленька. Мама - мамочка, маменька, мамуля, матушка. Лиса - лисичка, лисонька. Дочь - дочка, доченька, дочурка.
Д/И «Почему так называют?»
Цель: объяснить происхождение некоторых слов.
Кукла Маша загадывает загадку.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … подосиновик.
Педагог: почему гриб называется подосиновик? А если гриб растет под березой, как он называется? Вспомните, как называется цветок, который растет под снегом? Почему шапку называют ушанкой? Откуда появилось слово «снегопад»?
Д/И «Подбери другие слова»
Цель: учить образовывать слова от слова снег.
Все белым-бело сегодня
И светло, хоть солнца нет.
С неба сыплется холодный,
Белый, белый мягкий (снег)
Педагог: какие еще слова вы знаете, в которых слышится «снег -», «снеж -?» (Снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка, снежный и др.)
Д/И «Маша веселая и грустная»
Цель: учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.
Педагог: Пришла Маша с прогулки грустная – котенок убежал. Села она и (заплакала, загрустила). Если Маша грустит, какая она? (Грустная, печальная, расстроенная). Если Маша грустная, она (грустит). А если она расстроенная? (Расстраивается.) Печальная? (Печалится.)
Д/И «Расскажи про ручку»
Цель: учить составлять рассказы с многозначным словом ручка; помогать осмысливать разные значения этого слова.
Кукла Маша спрашивает у детей, какие предметы в их доме имеют ручки, для чего нужны ручки. Дети могут называть ручки кастрюли, кружки, сковороды, зонтика. Маша предлагает придумать историю про какую - нибудь ручку, например ручку зонтика: если она сломается, что может произойти? Дети рассказывают. Маша рассказывает свою историю про ручку, которая сначала смирно лежала на столе, а потом встала и стала писать на листе бумаги про детей, которые умеют ….(Петь, плясать, играть, смеяться, заниматься).
Можно предложить детям провести соревнование: кто больше назовет предметов, у которого есть ручки?
Д/И «Скажи по – другому»
Цель: учить понимать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова. Педагог произносит устойчивое словосочетание; выясняет, как ребенок понимает его смысл; предлагает передать этот смысл другими словами.
Педагог: Что значит «растет не по дням, а по часам?» Как сказать по-другому? Подберите слова близкие по смыслу этому выражению.
Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голову, ахнуть не успел, летит как угорелый, зарубить на носу, надуть губы.
Включая эти игры в педагогический процесс, мы заметили, что активность и интерес к занятиям у детей заметно возрастает, и занятия происходит очень весело и увлекательно.