Лучший педагог года

Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру

Татьяна Субботина
Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру
▼ Скачать + Заказать документы

Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их значения, а значит, не используют их в своей речи.

Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение. Игры, предлагаемые нами, помогают дошкольникам узнавать значение новых слов, понимать многозначные слова, определять лексическое значение слова в зависимости от контекста, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними предложения и короткие связные тексты; объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения; осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов; самостоятельно образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов; овладевать навыками речевого этикета, умением составлять описательные и повествовательные тексты.

Публикация «Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру» размещена в разделах

Д/И «Назови ласково»

Цель: учить подбирать в уменьшительно – ласкательной форме слова, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки.

Педагог: вас зовут по-разному: Лена, Алеша, Саша, Катя… Можно еще назвать вас ласково: Леночка, Ленуся, Аленушка. Все это одинаковые по значению слова, только ласковые. Называю животное или человека, а дети говорят ласковые слова.

Заяц - зайчонок, зайчишка, зайка, заюша. Бабушка - бабулечка, бабуля, бабуленька. Мама - мамочка, маменька, мамуля, матушка. Лиса - лисичка, лисонька. Дочь - дочка, доченька, дочурка.

Д/И «Почему так называют?»

Цель: объяснить происхождение некоторых слов.

Кукла Маша загадывает загадку.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я … подосиновик.

Педагог: почему гриб называется подосиновик? А если гриб растет под березой, как он называется? Вспомните, как называется цветок, который растет под снегом? Почему шапку называют ушанкой? Откуда появилось слово «снегопад»?

Д/И «Подбери другие слова»

Цель: учить образовывать слова от слова снег.

Все белым-бело сегодня

И светло, хоть солнца нет.

С неба сыплется холодный,

Белый, белый мягкий (снег)

Педагог: какие еще слова вы знаете, в которых слышится «снег -», «снеж -?» (Снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка, снежный и др.)

Д/И «Маша веселая и грустная»

Цель: учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.

Педагог: Пришла Маша с прогулки грустная – котенок убежал. Села она и (заплакала, загрустила). Если Маша грустит, какая она? (Грустная, печальная, расстроенная). Если Маша грустная, она (грустит). А если она расстроенная? (Расстраивается.) Печальная? (Печалится.)

Д/И «Расскажи про ручку»

Цель: учить составлять рассказы с многозначным словом ручка; помогать осмысливать разные значения этого слова.

Кукла Маша спрашивает у детей, какие предметы в их доме имеют ручки, для чего нужны ручки. Дети могут называть ручки кастрюли, кружки, сковороды, зонтика. Маша предлагает придумать историю про какую - нибудь ручку, например ручку зонтика: если она сломается, что может произойти? Дети рассказывают. Маша рассказывает свою историю про ручку, которая сначала смирно лежала на столе, а потом встала и стала писать на листе бумаги про детей, которые умеют ….(Петь, плясать, играть, смеяться, заниматься).

Можно предложить детям провести соревнование: кто больше назовет предметов, у которого есть ручки?

Д/И «Скажи по – другому»

Цель: учить понимать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова. Педагог произносит устойчивое словосочетание; выясняет, как ребенок понимает его смысл; предлагает передать этот смысл другими словами.

Педагог: Что значит «растет не по дням, а по часам?» Как сказать по-другому? Подберите слова близкие по смыслу этому выражению.

Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голову, ахнуть не успел, летит как угорелый, зарубить на носу, надуть губы.

Включая эти игры в педагогический процесс, мы заметили, что активность и интерес к занятиям у детей заметно возрастает, и занятия происходит очень весело и увлекательно.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой Доклад из опыта работы на тему: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой». Общение - одна.

Формирование коммуникативных навыков и умений детей дошкольного возраста через LEGO-конструирование Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему свое отношение. Задача педагога - сделать.

Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Родина, Отечество – это те слова, которые всегда имели большое значение для русского человека. Народ, который не помнит своего прошлого,.

Формирование потребности к здоровому образу жизни дошкольника через игру. В современном обществе, на фоне экологической и социальной напряженности в стране и небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть.

Формирование познавательных навыков у детей младшего дошкольного возраста через игры ЦЕЛЬ: осуществление неразрывной связи познавательного и сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредствам дидактических.

Конспект НОД. Формирование элементарных представлений через дидактическую игру Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 37 общеразвивающего вида Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Презентация к опыту работы «Формирование навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде через игру» .

Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народными сказками через игру» Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народными сказками через игру» Тип проекта: - по доминирующей в проекте.

Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Тукиш Татьяна Федоровна.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельтельность Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру
Опубликовано: 10 августа 2017 в 16:40
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Субботина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД