Лучший педагог года

Семейное музицирование как одна из форм воспитания ребёнка

Евгения Николаевна Анисина
Семейное музицирование как одна из форм воспитания ребёнка

Семейное музицирование как одна из форм воспитания ребёнка

Семья – первичный источник любого жизненного опыта ребенка, в том числе и опыта музыкального, опыта соприкосновения к искусству, причастности к искусству. И та музыкальная среда, в которой он проводит большую часть своей жизни; привычки, полученные им в семье, остаются у него на всю жизнь. Ценностные ориентиры семьи в области искусства формируют музыкальные вкусы ребенка. Именно позиция семьи в значительной степени определяет успешность получения ребенком музыкального образования, в целом, его музыкальной культуры.

Публикация «Семейное музицирование как одна из форм воспитания ребёнка» размещена в разделах

Семейное музицирование в настоящее время является довольно экзотической моделью музыкального воспитания. Вместе с тем, выполняя довольно гедонистические, развлекательные функции, семейное музицирование является важнейшим атрибутом общекультурного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка.

Процесс музыкального воспитания – это процесс, характеризующийся единством целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненный идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит интегрировано, следовательно, и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Кроме того, важно понимать, что процесс музыкального воспитания имеет ярко выраженный диалогический характер. Он протекает, прежде всего, в двух направлениях: от родителя к ребёнку и от ребёнка к композитору, проецированному в его музыкальном творчестве. Родительское управление процессом музыкального воспитания основано также на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от ребёнка.

В России на протяжении XVIII – XX столетий сложилась классическая дворянская модель семейного воспитания, неотъемлемой составляющей которой являлось музыкальное искусство. Музыка выступала ключевой доминантой культурного пространства семьи в России: домашние музыкальные концерты, усадебное музицирование, аккомпанемент танцам, игра на фортепиано в четыре руки, аккомпанирование пению на гитаре или фортепиано, игра в камерных ансамблях, когда участниками исполнения нередко становились все члены семьи, владевшие разными музыкальными инструментами. Безусловно, сегодня дворянская модель семейного музыкального воспитания не может быть воссоздана в её классическом виде. Однако определённые шаги в направлении включения семьи в процесс эстетического и духовно-нравственного развития детей средствами музыки, на мой взгляд, могут принести благотворный результат. Среди них: включение классической и народной музыки в семейный досуг (как на основе «живого» исполнительства, так и с привлечением современных технических средств); музыкальное самообразование родителей, проходящее одновременно с обучением детей в специальном заведении; домашние музыкальные вечера, концерты и многое другое.

Родители, общаясь с ребёнком в стенах специального заведения (детский сад, развивающий центр, школа, становятся непосредственными участниками творческого педагогического процесса, что очень влияет на эффективность формирования интереса к совместному музицированию.

Один из самых эффективных способов – это совместное пополнение предметно-пространственной среды наглядно-дидактическим материалом, музыкальными игрушками – заместителями, игрушками – самоделками. Это обогатит развивающую среду и поможет развить интерес, слуховое внимание, фантазию, воображение и сформирует у детей и их родителей мотивацию к музицированию и творчеству.

В последнее время в отечественном музыкальном образовании есть замечательные примеры возрождения славной традиции семейного музицирования, по крайней мере, мотивации к её развитию. Это, в частности, международный конкурс «Учитель музыки в XXI веке» им. Д. Б. Кабалевского, где есть отдельная номинация «семейное музицирование», которая предполагает самые широкие формы художественного творчества в этом контексте, например, помимо собственно музыкального исполнения в семейном ансамбле - и различных вербальных аннотаций, комментариев, использование видеоряда, мультимедиатехнологий и т. д. Хочется верить, что это будет и дальше развиваться нашей стране. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.

«Семейное чтение — лучший способ общения и воспитания»«Семейное чтение — лучший способ общения и воспитания» Сегодня, когда дети дошкольники только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. Чтение развивает познавательные.

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями»«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями»«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

Журнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУЖурнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений.

Детско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьейДетско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей Детско – родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьмиЛэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейное музицирование как одна из форм воспитания ребёнка
Опубликовано: 4 января 2024 в 01:14
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семейное музицирование как одна из форм воспитания ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Николаевна Анисина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД