Евгения Николаевна Анисина
Семейное музицирование как одна из форм воспитания ребёнка
▼ Скачать
Семейное музицирование как одна из форм воспитания ребёнка
Семья – первичный источник любого жизненного опыта ребенка, в том числе и опыта музыкального, опыта соприкосновения к искусству, причастности к искусству. И та музыкальная среда, в которой он проводит большую часть своей жизни; привычки, полученные им в семье, остаются у него на всю жизнь. Ценностные ориентиры семьи в области искусства формируют музыкальные вкусы ребенка. Именно позиция семьи в значительной степени определяет успешность получения ребенком музыкального образования, в целом, его музыкальной культуры.
Публикация «Семейное музицирование как одна из форм воспитания ребёнка» размещена в разделах
Семейное музицирование в настоящее время является довольно экзотической моделью музыкального воспитания. Вместе с тем, выполняя довольно гедонистические, развлекательные функции, семейное музицирование является важнейшим атрибутом общекультурного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка.
Процесс музыкального воспитания – это процесс, характеризующийся единством целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненный идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит интегрировано, следовательно, и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Кроме того, важно понимать, что процесс музыкального воспитания имеет ярко выраженный диалогический характер. Он протекает, прежде всего, в двух направлениях: от родителя к ребёнку и от ребёнка к композитору, проецированному в его музыкальном творчестве. Родительское управление процессом музыкального воспитания основано также на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от ребёнка.
В России на протяжении XVIII – XX столетий сложилась классическая дворянская модель семейного воспитания, неотъемлемой составляющей которой являлось музыкальное искусство. Музыка выступала ключевой доминантой культурного пространства семьи в России: домашние музыкальные концерты, усадебное музицирование, аккомпанемент танцам, игра на фортепиано в четыре руки, аккомпанирование пению на гитаре или фортепиано, игра в камерных ансамблях, когда участниками исполнения нередко становились все члены семьи, владевшие разными музыкальными инструментами. Безусловно, сегодня дворянская модель семейного музыкального воспитания не может быть воссоздана в её классическом виде. Однако определённые шаги в направлении включения семьи в процесс эстетического и духовно-нравственного развития детей средствами музыки, на мой взгляд, могут принести благотворный результат. Среди них: включение классической и народной музыки в семейный досуг (как на основе «живого» исполнительства, так и с привлечением современных технических средств); музыкальное самообразование родителей, проходящее одновременно с обучением детей в специальном заведении; домашние музыкальные вечера, концерты и многое другое.
Родители, общаясь с ребёнком в стенах специального заведения (детский сад, развивающий центр, школа, становятся непосредственными участниками творческого педагогического процесса, что очень влияет на эффективность формирования интереса к совместному музицированию.
Один из самых эффективных способов – это совместное пополнение предметно-пространственной среды наглядно-дидактическим материалом, музыкальными игрушками – заместителями, игрушками – самоделками. Это обогатит развивающую среду и поможет развить интерес, слуховое внимание, фантазию, воображение и сформирует у детей и их родителей мотивацию к музицированию и творчеству.
В последнее время в отечественном музыкальном образовании есть замечательные примеры возрождения славной традиции семейного музицирования, по крайней мере, мотивации к её развитию. Это, в частности, международный конкурс «Учитель музыки в XXI веке» им. Д. Б. Кабалевского, где есть отдельная номинация «семейное музицирование», которая предполагает самые широкие формы художественного творчества в этом контексте, например, помимо собственно музыкального исполнения в семейном ансамбле - и различных вербальных аннотаций, комментариев, использование видеоряда, мультимедиатехнологий и т. д. Хочется верить, что это будет и дальше развиваться нашей стране. Спасибо за внимание!