Татьяна Скрягина
«Подарок к празднику». Конспект занятия с дошкольниками в технологии «ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие.
Возрастная группа: старшая группа (5-6лет)
Тема: «Подарок к празднику»
Основные цели: формирование количественных представлений детей через ознакомление с математическими знаками «+», «=» в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Дидактические материалы: изображение заготовок танков и звезд, карточки №1, №2, для демонстрации детям.
Оборудование: счетные палочки, карточки №1, №2, карандаши цветные зеленного и синего цвета.
Публикация «„Подарок к празднику“, Конспект занятия с дошкольниками в технологии „ситуация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
Краткая аннотация к работе: В основе данного занятия лежит системно-деятельностный подход и образовательная технология «Ситуация». Данная образовательная ситуация направлена на формирование количественных представлений детей через ознакомление с математическими знаками «+», «=», для этого дети должны свободно оперировать числами первого десятка. В нашем педагогическом мероприятии с детьми выдержана сюжетная линия, прослеживается интеграция пяти образовательных областей, которые реализованы в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной и т. д.
Технология деятельностного метода, дает нам возможность выстроить занятие так, чтобы дети сами открывали новые знания, высказывали свою точку зрения.
В ходе педагогического мероприятия у детей совершенствовались навыки счета и вычисления, навыки применения арифметических знаков «+», «=», тренировались мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
Все задачи реализуются через игровые ситуации, в процессе различных видов познавательной деятельности. Разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволило сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает девочек около мольберта, на котором размещены различными изображениями военной техники, флаг России и различных российских войск, погоны со звездами.
- Скажите мне, что могут обозначать все эти иллюстрации перед вами?
- Армию, мужчин, и т. п. (День защитника Отечества) праздник пап, дедушек, мальчиков.
- Молодцы, они нам говорят о празднике мужчин, это день защитника отечества, ещё его называют 23 Февраля, так как праздник проходит в этот день. Раз этот праздник всех мужчин и мальчиков, и он будет скоро предлагаю вам изготовить для них открытки.
Хотите?
2. Актуализация
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о способах поздравления с праздником, о количественном счете и его результатах.
Сегодня мы с вами их изготовим.
Из чего мы можем выполнить открытки для мальчиков и что может быть на них изображено? (Девочки перечисляют из чего изготавливаются открытки и с какими изображениями).
Для того, чтобы нам их изготовить, нужно узнать, а сколько же у нас сегодня мальчиков в нашей группе? Как мы можем это сделать? ( Ответы: посчитать, перечислить).
Все верно, давайте будем их перечислять, назвав по имени, а вы перед собой с каждым названным именем будите класть синюю счетную палочку, которые лежат у вас на столе.
Перед вами на столах лежат карточки под №1 с изображением наших волшебных мешочков, возьмите по одной и в первом маленьком мешочке с помощью синего карандаша зарисуйте такое количество квадратов какое число мальчиков у вас получилось на счетных палочках. (зарисовка количества квадратов в карточке).
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования нравственной ответственности перед лицом своих товарищей (подумать вместе с детьми о том, как никого не обидеть, обделив подарком)
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Но вот незадача сегодня у нас пришли не все мальчики и если мы им не сделаем открытки, то они думаю огорчатся, давайте вспомним кто сегодня отсутствует и так же с помощью зеленых счетных палочек узнаем сколько мальчиков сегодня нет ( Ответ: перечисление имен с действием).
Теперь вам нужно во втором мешочке зарисовать зеленым карандашом столько квадратов сколько у вас получилось зеленых счетных палочек (Зарисовка количества квадратов в карточке).
Сосчитайте сколько у вас вместе получилось синих и зеленых палочек (Счет полочек).
Обратите внимание что, когда мы рядом с синими палочками положили зеленые их количество, увеличилось и их вместе стало больше.
Верно?
А сейчас нам с вами нужно узнать, какой математический знак нам в этом помог?
Давайте узнаем?
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи: сформировать представление о арифметических знаках и способах записи примеров.
В математике такое действие называется «сложение», на письме сложение обозначается знаком «+», а то, что у нас получилось вместе обозначает знаком «=» (показывает эти знаки и как они пишутся на мольберте).
Получается для того, чтобы нам с вами узнать сколько всего мальчиков у нас в группе нам нужно поставить между нашими мешочками какой знак?
Верно, а теперь нам их нужно посчитать и узнать ответ, какой знак нам в этом поможет?
Что мы зарисуем в последнем большом мешке?
Зарисовали?
Сколько мальчиков в группе у вас получилось, посчитайте свои квадраты.
Давайте с вами немного отдохнем и сделаем зарядку.
Вставайте рядом со стульями и выполняйте по моему образцу.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Скажите мне с каким изображением можно выполнить наши открытки для мальчиков?
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Для украшения открыток я вам приготовила изображения танков и звезд. На каждой открытке нужно наклеить два танка и 5 звезд. В первом мешочке нужно изобразить два танка, а во втором 5 звезд и с помочью наших изученных знаков посчитать сколько всего изображений понадобиться на одну открытку. Воспитатель раздает карточки №2 (с изображение трех мешочков) и предлагает самостоятельно справиться с заданием и узнать сколько всего. (Самостоятельное выполнение представленного задания педагогом).
6. Осмысление
Дидактические задачи: закрепить знания об арифметических знаках и способах записи вычисления
Воспитатель собирает детей около себя.
Что мы с вами сегодня делали? Какие математические знаки нам помогли? Смогли ли мы узнать сколько открыток нам нужно сделать?
Какие знаки нам в этом помогли?
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л. Г. Петерсон; под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2018 г.