Вероника Чилимова
Самомассаж и гимнастика пробуждения как здоровьесберегающие технологии
▼ Скачать + Заказать документы
"Самомассаж и гимнастика пробуждения- как здоровьесберегающие технологии»
Введение:
Здоровьесберегающая технология это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Темочки:
- Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой и самомассажем позволят детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места, интуитивно прочувствовать основные пути восстановления физиологических функций и прилагать целенаправленные усилия для поддержания на хорошем уровне функционирование всех органов и систем.
Эффективность занятий существенно возрастет, если их дополнить закаливанием, рациональным питанием, соблюдением режима дня.
Методические рекомендации
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Цель: конкретизация в представлении педагогов понятий: "технология”, "здоровьесберегающие технологии”, "здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании” классификация форм воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в области здоровьесберегающих технологий по доминирующим целям и решаемым задачам.
ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ :
• сохранить здоровье детей;
• создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
• обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
В нашей группе используется два способа. Первый – это самомассаж ушных раковин и второй- гимнастика пробуждения.
1. Самомассаж ушных раковин для детей
Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.
Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.
Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.
Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин
Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
При этом используются такие приё мы массажа: разминание, растирание, поглаживание.
Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.
Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным, темп должен составлять примерно 6-12 дыхательных движений (вдохов — выдохов) в минуту. Тип дыхания — нижний или совместно нижний и средний.
Немаловажным является то, что такой вод массажа могут выполнять самостоятельно не только взрослые, но и дети дошкольного возраста. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).
Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассаже в форме игры.
Научить ребёнка выполнять движения массажа в определённой последовательности Вам поможет небольшое шуточное стихотворение.
Взяли ушки за макушки.
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки
(большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули…
(несильно потянуть вверх)
Пощипали…
Вниз до мочек добежали.
(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)
Мочки надо пощипать:
(пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять…
(приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём
И к макушкам вновь придём.
(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
Опыт использования здоровьесберегающих технологий
в режимных моментах
В современном обществе проблема здоровья и его сохранения стоит более чем остро. Словосочетание «Здоровьесберегающие технологии» и «Формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры.
2. Гимнастика пробуждения
После сна необходимо проводить с детьми гимнастику пробуждения, ходьбу с использованием оборудования для профилактики плоскостопия. Чтобы заинтересовать, детей можно использовать кубики, мячи, обручи др.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход от сна к бодрствованию. Начинаем проводить её с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочерёдное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Важно не делать резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие головокружение. Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты.
Например, гимнастика после сна :
Улетели сны в окошко,
Убежали по дорожке.
Ну а мы с тобой проснулись
И, проснувшись, улыбнулись.
Открывай один глазок,
Открывай другой глазок.
Сон закончился – встаём.
Сначала руки проснулись-потянулись.
С боку на бок повернулись.
И на спинку все легли,
Выпрямляются ножки,
Поплясали немножко.
Ручки вверх и ножки вверх,
Пошалить сейчас не грех.
Так же у нас в группе есть картотека: «Гимнастика пробуждения по временам года».
Ожидаемый результат повысить сопротивляемость организма у детей, значительно уменьшить число часто болеющих детей; значительно повысить речевую активность и коммуникативную направленность речи; повысить социальную активность,
Для сохранения здоровья детей необходимо соблюдать воздушный режим, проветривание помещений должно проходить в отсутствии детей. Это может быть во время прогулки, утром, перед приходом детей, перед занятием, перед сном, после полдника.
Использование данных методов и приёмов становится более эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, если:
-учитываются состояние здоровья каждого ребёнка и его индивидуальные особенности;
-все эти приёмы и методы используются систематически.
Список литературы
Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/сост. Крылова Н. И. – Волгоград. Учитель, 2009.
Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» – СПб. ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2010.
Мартынов С. М. «Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей.» Кн. Для родителей – Москва. : Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/под ред. Л. И. Плаксиной. – Москва. Издательство «Экзамен», 2003.
«Здоровячек». Система оздоровления дошкольников. Авт. – Составитель Т. Е. Никанорова, Е. Н. Сергиенко.