Анна Новикова
Консультация «С чего начать игру с ребенком с РАС?»
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное и эмоциональное развитие детей с РАС, предшествует и помогает их когнитивному развитию. Ребенка с РАС нужно заинтересовать в другом человеке, научить получать от него удовольствие и понимать азы социального взаимодействия.
Самыми эффективными инструментами для этого являются игра и эмоции (умение их распознавать, выражать и организовывать свое поведение на их основе).
Сейчас я расскажу Вам простые правила организации игры с ребенком с РАС.
Публикация «Консультация „С чего начать игру с ребенком с РАС?“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Основная проблема ребенка с РАС, которая мешает ему осваивать навыки и адаптироваться к миру, мешает ему учиться у взрослых – это социальная «слепота». Он не понимает, что у вас есть чувства, мысли и желания, он не понимает, что между вами и шкафом есть разница.
Среди диагностических признаков аутизма: качественное нарушение социального взаимодействия, качественное нарушение коммуникации.
Включение в коррекционно-развивающую программу ребенка усилий, направленных на компенсацию этих первичных дефицитов, способно значительно облегчить его дальнейшее обучение и процесс социализации. Лучше всего с этим справляется игровой подход.
Начинать играть нужно с сенсомоторных игр, т. е. игр, содержанием которых является активное движение и получение разнообразных ощущений. Первые игры должны быть очень простыми, так как они направлены на формирование у ребенка желания вступать со взрослым в контакт и дают опыт позитивного взаимодействия – без требований, без руководящего контроля.
О каких играх идет речь? Например, о «козе рогатой», «в ямку бух», катании в одеяле, догонялках и пр.
Не смотрите на эти игры свысока! Они очень полезны!
КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ МОЖНО ДОСТИЧЬ ДАЖЕ ПРОСТЫМИ ИГРАМИ?
Ребенок начинает смотреть в глаза
Позволяет прикасаться к себе и сам касается других
Развивается имитация
Развивается разделенное внимание
Ребенок следит за взрослым, ему интересно, что вы
делаете
Ребенок сам инициирует игру и начинает привлекать для этого других взрослых/ домочадцев (маму, папу, братьев, сестер)
Ребенок учится ждать, соблюдать правила
Нежелательное поведение проявляется реже, ребенок
вам больше доверяет
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ?
Вы и ребенок. Может быть пригодятся подручные средства: кресло-мешок, одеяло, фитбол – но необязательно.
Ваша первая цель – ребенок должен получать удовольствие в игре. Если она будет достигнута, то он захочет повторить такую игру.
ПРАВИЛА:
1. Игра совместная.
Это значит, что результат игры может быть достигнут только вместе. Без взрослого ребенок не сможет получить ощущения такой же интенсивности, как вместе с ним. Например, нельзя в одиночку играть в догонялки, а подпрыгивать на фитболе гораздо интереснее, когда помогает папа.
2. В игре нет игрушек.
Они все спрятаны. Игровое пространство максимально пустое. Однако в игре могут применяться атрибуты, например, одеяло, кресло-мешок.
3. В игре есть кульминация.
Кульминация – это максимально яркая, эмоционально насыщенная точка в игре, это действие, которым игра заканчивается. Содержанием кульминации является ощущение, которое нравится ребенку.
Виды ощущений, на которые удобно опираться в игре:
Вестибулярные (от кружения, раскачивания); Проприоцептивные (или двигательные) –передают информацию о работе мышц, позе, движениях; Тактильные (от прикосновений);
Аудиальные (или слуховые); Визуальные (или зрительные).
Как понять, какие ощущения нравятся ребенку? Нужно внимательно за ним понаблюдать – предпочитаемые ощущения он будет постоянно пытаться получить, насытиться ими.
4. Игра короткая, длится 5-15 секунд.
Это время проведения одного эпизода игры, от начала до кульминации. Эпизоды могут (и должны для достижения эффекта) повторяться.
5. Опора на действия, а не на слова.
Взрослый ничего не объясняет ребенку, все должно быть понятно из пространства, поз и действий. Инструкции в игре быть могут, но они сопровождают действия и являются дополнительными по отношению к ним. После 1-2 повторений игра должна быть понятна, даже если взрослый не будет при этом ничего говорить.
6. Вознаграждение за игру находится внутри игры. Т. е. в качестве вознаграждения выступает кульминация. Внешнее вознаграждение, например, еда или доступ к значимому предмету, не используется.
7. Относительная простота.
Уровень сложности игры для ребенка никогда не превышает степень его удовольствия от игры в целом и кульминации, в частности. В самом начале игра не должна требовать от ребенка ничего, кроме его внимания к действиям взрослого.
8. Ситуация повтора.
После завершения игры (ее эпизода, после кульминации) взрослый организует ситуацию, в которой ребенок может своим поведением показать, что он хочет повторить игру еще раз.
Рекомендуется для организации ситуации повтора вернуться в место и принять позу, с которых игра начиналась. Это должно сделать для ребенка понятным намерение взрослого играть в ту же игру еще раз.
Необходимо выдержать паузу и дождаться реакции ребенка.
Если она есть, например, ребенок пришел к взрослому в точку начала игры, подал руки/ноги, то такие действия распознаются как согласие.
Если ребенок не реагирует : не подходит к взрослому, не фокусирует на нем свое внимание, отвлекается, начинает заниматься своими делами – такая реакция трактуется как отказ от повтора. Игру стоит закончить.
9. Стабильность.
Игра каждый раз повторяется одинаково. Используются одни и те же слова, жесты, позы, пространственное расположение (начало и конец игры всегда в одних и тех же точках). Изменения вводятся без спешки и по одному.
10. Аффект.
Взрослый ведет себя эмоционально: интенсивная мимика, яркие интонации, крупные движения.