ирина суханькова
Творческий проект «Русский терем»
▼ Скачать + Заказать документы
роект
Русский терем»
Публикация «Творческий проект „Русский терем“» размещена в разделах
Аннотация: Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка.
Участники проекта :
воспитатель: Суханькова И. И., воспитанники старшей разновозрастной группы., родители.
Тип проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (3 недели)
Актуальность:
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа. Детским учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно - нравственное становление детей. Мы начинаем с того, что понятно любому малышу - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть. Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка - это игра.
Цель проекта :
Формировать представления о строении избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве. Формирование приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.
Задачи:
- Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
- Воспитывать такие качества, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым во всех взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Формировать представления об устройстве русской избы;
- Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея
- Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
-Обогатить словарь детей поговорками, загадками, скороговорками.
Проблема:
Одна из проблем -не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Культура вводит в систему личностных потребностей и представлений. А ведь это - та основа, которая позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, а включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, делами и образами. В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Подготовительный этап:
- Изготовление дидактических пособий;
- Подбор и изучение литературы по данной теме;
-Консультации для родителей;
Основной этап:
ООД: "Русская печь"
Беседы:
-о русской печи;
-о традициях русского чаепития;
-о народных промыслах.
- Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов,
- рассматривание иллюстраций, фотографий.
- Заучивание скороговорок.
Дидактические, познавательные, пальчиковые игры:
- Д/И «Составь картинку»
- Д/И «Подбери головной убор к сарафану»
- Д/И "Лоскутное одеяло"
Сюжетно – ролевая игра:
"В русской избе"
Ручной труд:
-Изготовление лоскутного одеяла
-Изготовление лэпбука «Русская изба»
Лепка:
- «Старинная посуда»
Рисование:
-Роспись «Гжель», «Матрешек».
-Слушание песни «Предо мной краса лугов»
-Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»
-Разучивание танцев: «Предо мной краса лугов», «Танец Валенки».
-Оркестр «Игра на народных инструментах».
Подвижные игры:
-«Ручеек»
-«Салки»
-«Горелки»
Музыкальное развлечение:
-«Масленица»
Форма работы с родителями:
- Экскурсия в краеведческий музей
-Консультации для родителей:
«Как люди на Руси жили?»
«Предметы быта прадедов»
Изучение познавательной литературы на тему «Русский терем»
Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка»
Анкетирование родителей
Оформление уголка в группе "Народные промыслы"
Заключительный этап:
- Открытое интегрированное занятие "Русская печь"
- Презентация проектной деятельности
Ожидаемые результаты проекта :
Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного села;
Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, танцах, театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании) темы любви к родному краю;
Вызвать постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности Сформированность первых представлений о культуре своего народа, обычаях;
Обогащение словарного запаса детей;
дети получили обширные знания об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве;
- познакомились со старинными предметами домашнего обихода;
- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Литература:
1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы". - М., 2001. - 56 с.
2. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М. : Скрипторий. 2003, 2008.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н. Новгород, 2007. - 261 с.
4. Пугачева Н. В., Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ. – М. : «Центр педагогического образования», 2007.
5. Л. Н. Молотова; Н. Н. Соснина. Русский народный костюм.
6. Т. М. Разина; Русское народное творчество.
7. Дошкольное воспитание №7 2010 год.