Татьяна Фомина
Творческий проект «Три чуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Одесский ДС»
Тема проекта : «Три чуда в опере Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».
o По доминирующей деятельности: Творческий
o По направлению: «Художественно – эстетический»
o По количеству участников: Групповой
o Характер контактов: Среди детей одной группы
o По продолжительности: — Краткосрочный
o Заявитель: Дети старшей группы (5 – 6 лет) «Сказка»
Публикация «Творческий проект „Три чуда“» размещена в разделах
o Автор проекта : Музыкальный руководитель Фомина Татьяна Константиновна
o Дата проведения музыкального досуга «Три чуда» - 16 января 2019 г.
2019 год.
Введение (пояснительная записка).
Постановка проблемы: Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим) слышат и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребёнка, разрушая его душу, интеллект, личность.
Музыка – это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребёнок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к её интонациям, сопереживать настроения.
В детском саду работаю много лет, и могу с точностью сказать, что не все ребята интересуются музыкой, многие дети невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, отвлекаются, не запоминают музыкальные произведения.
И поэтому, я стала работать над созданием этого проекта.
Мы знаем, как дети любят сказки. Ведь они вызывают у них интерес, развивают их воображение, творческую фантазию. Введение в музыкальную работу с детьми произведений со сказочным сюжетом М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского - Корсакова, А. Лядова, Э. Грига, и других композиторов даёт возможность дошкольникам познакомиться не только с яркостью и живописностью звуков палитры, но и одновременно с разновидностями жанров и средств выразительности, рисующими сказочные образы.
«Рассказать» сказку в музыке непросто. Композитору необходимо найти те интонации, ритмы, гармонии, оркестровые краски, которые бы вызвали у слушателей, представление именно о сказочных образах, заставили бы «увидеть» все сказочные небылицы, превращения, чудеса. Пожалуй, никто из композиторов не может сравниться в этом с Н. А. Римским-Корсаковым. Он сумел передать в своей музыке не только мудрость и глубину содержания сказки, но и ту особую сказочную, поэтичную атмосферу. Яркость, образная конкретность музыки Римского-Корсакова поможет развитию музыкального воображения у детей, развитию восприятия музыки.
Работа над проектами музыкально-эстетического цикла имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Цель проекта : Углубление восприятия музыки через интеграцию различных
видов искусств (художественное слово, наглядность).
Задачи проекта : 1. Продолжать знакомить детей с творчеством композитора
Н. А. Римского-Корсакова на примере музыкальных
фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане».
2. Обогащать словарный запас детей, уточняя такие
Понятия, как композитор, симфонический оркестр, опера.
3. Способствовать расширению и углублению музыкальных
впечатлений, развитию устойчивого слухового внимания
у детей.
4. Прививать любовь и интерес к классической музыке.
5. Учить высказываться о чувствах, настроении,
выраженных в музыке, различать средства музыкальной
выразительности.
6. Воспитывать у детей устойчивый интерес к
музыкальному искусству.
7. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• Повышение интереса к музыкальному искусству;
• Расширение музыкального кругозора;
• Умение подбирать подходящие эпитеты для определения характера музыки;
• Воспитание культурного слушателя;
• Воспитание зачатков музыкального вкуса
•Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка.
•Развитие творческих способностей, через раскрытие музыкальных образов в рисовании
Для родителей:
• Открытость ДОУ для родителей и активизация их участия в деятельности учреждения;
• Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества.
План – график.
1 этап, Подготовительный.
2 этап. Планирование работы.
3 этап. Реализация проекта.
4 этап. Продукт деятельности.
Работа над проектом.
1 этап. Подготовительный.
На 1 этапе я сформулировала проблему, поставила цель и задачи. Определила ожидаемые результаты и продукт проекта.
2 этап: Планирование работы.
На 2 этапе разработала план работы. Организовала деятельность воспитателя и родителей.
3 этап: Деятельностный.
Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» воспитателем в группе, и родителями дома. Беседа с детьми по содержанию сказки.
Сама подготовила:
- видеоматериал - отрывки из оперы Римского – Корсакова «Три чуда»;
- иллюстрации к сказке разных художников (В. Конашевича «Город Леденец», «Тридцать три богатыря», «Белка»; М. Врубеля «Царевна – Лебедь»).
- выделила в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», отрывки «Белка», «Тридцать три богатыря», «Царевна – Лебедь».
Провела музыкального досуга «Три чуда».
4 этап: Заключительный.
Выставка рисунков в музыкальном зале, на тему «Три чуда».
Оформление рисунков в альбом, для просмотра родителями в приёмной комнате.
Итоги проекта.
Цель проекта была достигнута, поставленные задачи выполнены:
• Дети с желанием слушали высокохудожественную музыку. У них возник интерес к слушанию музыки (просили послушать ещё раз);
• Дети узнали, что такое опера, симфонический оркестр, кто такой композитор;
• Старались подобрать подходящие эпитеты для определения характера музыки;
•Все дети получили эмоциональный настрой, и желание прийти в следующий раз;
•Дети дома, совместно с родителями, нарисовали понравившееся из трёх чудес.
Используемая литература.
Близнецова В. С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика – Синтез.
Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. Айрис-пресс,с. –(Дошкольное воспитание и развитие).
Киселёва Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. М., 2010;. Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба – диск «проектная деятельность в ДОУ».
Приложение.
Сценарий музыкального досуга «Три чуда».
Оборудование: Мультимедийная установка.
Портреты А. С. Пушкина и П. И. Чайковского, книга сказок А. С. Пушкина, иллюстрации к сказке разных художников (В. Канашевича «Город Леденец», «Тридцать три богатыря», «Белка»; М. Врубеля «Царевна – Лебедь»).
Дети свободно входят в зал, музыкальный руководитель их приветствует, предлагает им занять места.
М. р. - Ребята, как вы думаете, что такое чудо? Как вы понимаете это явление? Может быть, кто-то из вас сталкивался с чудом в своей жизни?
(Ребята отвечают на вопросы, делятся своим небольшим жизненным опытом).
М. р. - Да, ребята, чудо - это нечто удивительное, уникальное, необъяснимое. Это то, чего не могло случиться на самом деле ни в коем случае. Но, тем не менее, это произошло. Чудо нельзя объяснить. Чудеса происходят редко и не со всеми, но, тем не менее, люди часто надеются, что произойдет чудо.
- Ребята, скажите, пожалуйста, где чаще всего мы можем услышать о чуде, чудесных превращениях?
Дети. С чудесами мы можем встретиться в сказках
М. р. Правильно, ребята, в сказках. А какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (Дети называют).
А вот “Сказку о царе Салтане” прочитал известный композитор Н. А. Римский – Корсаков. Композитор прочитал сказку, и записал её нотами, и получилась у него опера. А опера – это такое представление, где поют, т. е. песнями передают содержание.
В ней-то при помощи музыкальных звуков и были переданы ЧУДЕСА этой замечательной сказки. Назовите их, пожалуйста.
Дети. В сказке говорится о Белке, 33 богатырях и их дядьке Черноморе, и о прекрасной царевне Лебеди.
М. р. Все правильно. Давайте с помощью музыки попробует узнать, о каком чуде идет речь.
Дети слушают 1 чудо “Белка”
Дети. В этом отрывке композитор изобразил Белку.
М. р. А как вы догадались?
Дети. Нам подсказала музыка. Она звучала на высоких звуках, легко, отрывисто, потому что белочка маленькая, затейница, грызет орешки и еще поет веселую песенку.
М. р. А песенку вы узнали?
Дети. Да, это русская народная песенка “Во саду ли в огороде”.
М. р. Вот Белочка (Видео отрывок «Белка»). Все вокруг неё ходят, удивляются этому чуду.
Читаю отрывок из сказки.
“Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут”
Посмотрите, какая красивая иллюстрация к сказке (в стиле Палех) нарисовал художник В. Конашевич.
М. р. Как вы думаете, какое настроение у всех окружающих?
Дети. У всех прекрасное, радостное настроение, потому что жители гордятся тем, что у них есть такая чудесная белочка.
М. р. А теперь – внимание, чудеса продолжаются. Слушаем следующий фрагмент.
Звучит тема “33 богатыря”
М. р. С каким же чудом мы с вами повстречались?
Дети: Это 33 богатыря!
М. р. Правильно! (Видео отрывок «Тридцать три богатыря».)
Читаю отрывок из сказки.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33 богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор”
М. р. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор?
Дети: Этот фрагмент звучит торжественно, четко. Фанфары как будто призывают, чтобы все обратили внимание на то, что сейчас все должны увидеть. Темп умеренно быстрый, музыка звучит в низком регистре, громко (форте, в мажоре, что передает удаль молодецкую, силу богатырскую, мужество. С первых звуков уже понятно, что музыка изображает бесстрашных богатырей.
М. р. Ребята, скажите, созвучна ли иллюстрация художника с музыкальной темой Богатырей?
Иллюстрация художника В. Конашевича.
Дети. Созвучна, потому что когда музыка звучит громко (форте, то можно представить себе, как море бурлит, волны поднимаются высоко, и выходят из моря огромные богатыри. Они обходят свои владения четким, энергичным шагом, как и передается темп, характер музыки. У них у всех красивые лица, они молоды, полны сил и слушаются своего главного воеводу - дядьку Черномора.
М. р. Вот мы и дождались третьего чуда, наверное, самого красивого. Вы, конечно же, догадались, что речь пойдет о прекрасной царевне Лебеди. А давайте с вами немного пофантазируем: если бы вы были композиторами, то какую бы музыку по звучанию вы сочинили к образу царевны Лебедь?
Дети. Музыка должна быть плавной, таинственной, волшебной. Наверное, звучать она должна не очень громко, напевно и светло. А еще она должна быть доброй и ласковой, как сама царевна Лебедь.
М. р. Хорошо, ребята, мне понравились ваши ответы. А теперь мы послушаем 3 чудо - тему Царевны Лебеди и посмотрим, совпали ли наши мысли с мыслями композитора.
Слушание темы Царевны Лебеди
Дети. Наши мысли совпали. Музыка, которая раскрывает образ царевны Лебеди очень напевная, звучит в среднем регистре, нежно и таинственно. Звук усиливается в тот момент, когда белая Лебедь превращается в прекрасную Царевну, и восхищению и удивлению князя Гвидона нет конца. (видео отрывок «Царевна – Лебедь»).
Читаю отрывок из сказки.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит”
М. р. Молодцы, ребята. А какой инструмент в оркестре солировал, передавая образ царевны Лебеди?
Дети. Солировала скрипка.
М. р. И на иллюстрации, обратите внимание, какая царевна красивая, стройная, изящная, воздушная.
М. р. Вот мы и познакомились с чудесами из “Сказки о царе Салтане”. А помогли нам увидеть и услышать эти чудеса различные виды искусства: поэзия, музыка и изобразительное искусство. Какое у вас настроение? (Ответы детей).
Давайте мы еще раз назовем авторов этих замечательных шедевров.
Кто написал “Сказку о царе Салтане”?
Дети. Сказку написал. А. С. Пушкин.
М. р. Кто сочннил оперу-сказку “О царе Салтане”?
Дети. Оперу сочинил русский композитор Н. А. Римский-Корсаков.
М. р. Ребята, а какое из трёх чудес, вам больше понравилось? (все дети высказываются).
Домашнее задание:
М. р. - Попробуйте себя в роли художников: изобразите красками или карандашами то, что изобразил композитор Н. А. Римский-Корсаков в музыке. Нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту героев «Три чуда». Попросите маму, папу, бабушек или дедушек, чтобы они вам помогли.
М. р. Наша встреча подошла к концу. До свидания, ребята.
Дети спокойно выходят из зала.
: