Ханова Таисия
Образовательный проект «Русский фольклор» (разновозрастная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта :
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, речевое, физическое, художественно-эстетическое, познавательное.
По составу – групповой
По продолжительности средней продолжительности (09.12.16-23.12.16)
Тип: Педагогический (культурно-ценностный).
Участники: Дети разновозрастной группы «Солнышко» (25 детей); воспитатель Ханова Т. А., родители воспитанников.
Время и место проведения: МКОУ Лозновская СШ структурное подразделение детский сад «Солнышко», с 09.12.2016 по 23.12.2016 года.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Основания для разработки:
Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождать такие образцы народной мудрости, как фольклор. Фольклор является знаковым феноменом национальной духовной культуры, имеющим глубокие исторические корни. Он обладает свойством быть и устойчивым, и изменяющимся в пространстве и во времени, сохраняет незапамятную древность и вместе с тем впитывает новые явления, обусловленные жизненными реалиями. В фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит, он является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
Так же хочется отметить, что в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
Актуальность данного проекта определяется той огромной ролью, которую играют малые фольклорные жанры в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
Цель: Развитие речи, расширение словарного запаса, осуществление патриотического воспитания детей дошкольного возраста малыми формами русского народного фольклора. Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи.
Для детей:
Обучающие:
• показать красоту русского языка через устное народное творчество;
• привлекать внимание детей к малым формам русского народного творчества;
• пополнить литературный багаж детей малыми формами народного фольклора;
• обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).
Развивающие:
• развивать умение чувствовать красоту и выразительность фольклора;
• развивать слуховое, зрительное восприятие и внимание;
• развивать коммуникативные и творческие способности;
• развивать свойства памяти, способствовать длительному хранению информации;
• развивать связное высказывание, связную речь;
• способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Воспитательные:
• воспитывать патриотические чувства к родному языку, родной культуре;
• вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.);
• формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Для родителей:
• расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.
• помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.
Для педагогов:
• повышать теоретический уровень по теме проекта;
• совершенствовать собственную деятельность по использованию устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни;
• создать условия для воспитания и обучения детей по теме проекта.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Краткосрочный результат:
• в группе оформлена выставка «Народная игрушка», где выставлены поделки народного творчества, сделанные руками детей и их родителей;
• создана совместно дети – родители – педагоги папка по малым формам фольклора.
Долгосрочные результаты:
• у детей сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству;
• повысится уровень речевого развития детей в результате активного использования малых форм фольклора;
• знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними;
• умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой;
• устойчивое желание играть с народной игрушкой;
• словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями;
• у родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора для развития детей;
• у педагогов повысился теоретический уровень по теме проекта;
• установлена связь с социумом.
Дальнейшее развитие проекта :
• распространение опыта в публикациях, в СМИ, интернет-сайтах.
Трансляция проекта :
• отчёт о реализации проекта.
Форма итогового мероприятия: Фольклорное развлечения «Тень-тень-потетень».
Предполагаемый продукт проекта : Выставка творческих работ детей и их родителей.
Схема осуществления образовательного проекта «Русский народный фольклор. Разновозрастная группа.
Ответственный воспитатель: Ханова Т. А.
Этапы работы над проектом,
сроки Формы Содержание Продукты
Организационный
12.12.2016г. Анкетирование родителей Анализ состояния проблемы применения элементов народного фольклора в семье. Выбор содержания для проведения фольклорного развлечения.
План работы над проектом. Выбор материала для проведения фольклорного развлечения. Сбор, накопление материала по различным видам народного фольклора.
Разработка сценария развлечения «Тень-тень-потетень».
Реализация проекта
13.12.2016г.
14.12.2016г.
15.12.2016г.
16.12.2016г.
19.12.2016г.
20.12.2016г.
21.12.2016г.
23.12.2016г.
Беседа с детьми
Знакомство детей с понятием «народный фольклор».
Изготовление папки «Русский народный фольклор»
«Сошью Маше сарафан»
Знакомство с женской русской народной одеждой. Разучивание потешки «А тари, тари, тари». Привлечение родителей к изготовлению элементов русской народной одежды.
Пополнение папки «Русский народный фольклор»
«Золотое веретено»
Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено»
Пополнение папки «Русский народный фольклор»
Использование народных игр, в том числе хороводов.
Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок»
Выставка детских рисунков «Матрёшка»
«Весна, весна, поди сюда!»
Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.
Пополнение папки «Русский народный фольклор»
Народная игрушка. Рисование декоративное (с натуры) «Весёлые матрёшки» Знакомство детей с народными игрушками, матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции. Привлечение родителей к изготовлению народных игрушек.
Пополнение папки «Русский народный фольклор»
Выставка продукции
Оформление выставки народного творчества с привлечением родителей.
Поделки, рисунки сделанные детьми и их родителями.
Фольклорный развлечения Проведение фольклорного развлечения. Фольклорное развлечение «Тень-тень-потетень»