Елена Селезнёва
Сценарий праздника в ДОУ «Русский самовар и чаепитие на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Звучит музыка, дети заходят (песня «За самоваром»)
Познавательная деятельность
Воспитатель: Проходите, гости дорогие присаживайтесь, а расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав загадку.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Он шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Дети садятся за стол. Воспитатель читает стих.
«Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток.
Публикация «Сценарий праздника в ДОУ „Русский самовар и чаепитие на Руси“» размещена в разделах
- День самовара, 17 августа
- Посиделки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка!»
С. Михалков. Из стихотворения "Самовар".
Беседа о чайной традиции. Работа с иллюстрациями.
Хозяйка: У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.
Показываю иллюстрации чаепития в России.
- Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития. Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.
- Для чего наливали чай в блюдца?
-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.
- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник
- Для чего его придумали?
- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску.
- А как в старину заваривали чай? (в чайник - заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара).
Только на Руси пили чай из самовара. Его родиной считают город Тулу. Их делали разными: Большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму самовару, ручкам и краникам.
Хозяйка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Непременным атрибутом русского чаепития которым и был самовар. Самовар - исконно русское изобретение. Почему его так назвали? Вода в нем быстро закипает и долго не остывает. Выпускали около 150 фасонов самоваров : «шары», «бочонки», «рюмки», «Яйца» и прочее. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные и богато украшенные. Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар — символ семейного очага, уюта, дружеского общения — занимал почётное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Стоили самовары довольно дорого. Недаром говорили в народе - «печка матушка», да самовар «батюшка. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрёшка, балалайка, хохлома, гжель. Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические чайники. Но традиция собираться всей семьёй за чаем сохранилась до наших дней.
Хозяйка: Какой же он самовар?
Игра «Из чего какой самовар?» - из меди, (фарфора, серебра, железа)
Хозяйка: Что есть у самовара?
Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?
Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?
Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара.
Хозяйка: А для чего нужен самовар?
Хозяюшка: Самовар видели все, но не все знают, как он устроен внутри.
У самовара есть труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем. У нас на столе разный чай: черный, зеленый, с различными добавками цветов и фруктов, лекарственный чай.
Хозяйка: Давайте рассмотрим и понюхаем разные виды чая. Какой чай тебе понравился по запаху
Хозяюшка: Посмотрите, какой еще чай бывает.
Хозяйка: Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.
Хозяйка: Ребята дайте поиграем в игру,
«Какой чай у нас получится» :
-Если мы заварим чай с листьями земляники, то, как мы его называем?
-Если с листьями жасмина?
-С веточками малины?
-С листьями клубники?
-С веточками вишни?
-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет?
-Если в чай добавить кусочки яблока?
-Цедру лимона?
-Кусочки персика?
-Если вы заболели, с какой травой, и какими ягодами вы пьете чай?
Хозяйка: Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что ещё делают на праздниках?
Хозяйка: Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру – хоровод «Бабушка Маланья».
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так.
Дети садятся на стульчики.
2. Продуктивная деятельность
Хозяюшка: А давайте мы с вами сделаем чай в пакетиках старинным способом прямо сейчас.
Предлагаю детям пройти за другой стол. На столах лежат тарелочки, в которых находится марля и нитки. Аккуратно берем марлю и раскладываем её на столе,
(предлагаю детям помочь кому необходима помощь). Вот и получился пакетик с чаем.
Хозяйка: А, сейчас мы проверим, заваривается он или нет (в стакан с горячей водой отпускаю самодельный пакетик). Ребята заварился он или нет?
Пакетики, которые вы сделали, покажите своим родителям и заварите чай вместе с ними.
Хозяйка: Давайте все вместе накроем на стол. Словес. игра «Куда положим?»
Рассаживаемся за столом.
Сверху пар, снизу пар,
Кипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Предлагаю каждому открыть кран у самовара и налить себе чаю.
Хозяюшка: Попробуйте гости дорогие чай, каким он у нас получился?
Итог занятия.
Хозяюшка:
- О чем мы сегодня с вами говорили? Что делали?
- Из чего любили пить чай? Какой чай пили?
- Что делали люди в праздники?
- Понравилось ли вам наше занятие?
- А на следующем занятии мы с вами отправимся в путешествие по нашей необъятной России, побываем на Родине чая в Китае и познакомимся с традициями чаепития народов разных стран.
Хозяюшка: Ну, а теперь приятного чаепития! Звучит песня Ю. Тухманова «Самовар»