Ирина Борискина
Конспект музыкального занятия по народной культуре для детей старшей группы «Русские матрешки»
«Русские матрешки»
Конспект музыкального занятия по народной культуре для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Приобщение детей к истокам народного творчества средствами музыки.
Задачи:
- расширять представления детей о русской матрешке;
- развивать элементарное эстетическое воспириятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее;
Публикация «Конспект музыкального занятия по народной культуре для детей старшей группы „Русские матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- приобщать детей к выразительному исполнению не сложных, музыкально-ритмических движений;
- воспитывать у детей интерес, чувство радости от встречи с матрешкой.
Дети входят в музыкальный зал под р н м «Светят месяц», выполняют музыкально-ритмические движения : шаг с вытягиванием носка, топающий шаг, боковой галоп.
После выполнения упражнений, дети остаются стоять в кругу.
Муз. руководитель: Ребята, прежде чем начать наше занятие, я хочу с вами поздороваться. А поможет мне колокольчик. Подпевайте вместе со мной.
В колокольчик я звоню, поздороваться хочу.
В колокольчик я звоню, поздороваться хочу.
Здравствуй, Маша.
Маша говорит - здравствуйте, берет колокольчик, продолжает игру.
После игры дети проходят на стульчики.
Муз. руководитель: Ребята, сегодня нас с вами пригласили в гости мои подружки. А как их зовут, вы узнаете, отгадав загадку.
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы - … Матрешки.
Правильно, ребята. Ну что, отправляемся в гости к матрешкам? Проходите на стульчики.
Дети проходят на стульчики.
Педагог достаёт из-за домика столик, на котором стоят Матрешки.
А вот и мои подружки – матрешки.
(Педагог двигает вперед Матрешек, говоря гостеприимные фразы)
Здравствуйте, гости дорогие. Добро пожаловать в наш дом. Милости просим. Веселья вам да радости. Проходите, будьте как дома.
Ребята, раньше в старину, в далекие времена люди ходили друг к другу в гости и говорили такие доброжелательные слова. Давайте ответим также доброжелательно нашим матрешкам. Повторяйте за мной.
Здравствуйте, хозяева. Мир вашему дому. Здоровья вам и радости.
Ребята, посмотрите, как матрешки рады гостям? А как они красиво нарядились. Давайте их рассмотрим.
Матрешка - это старинная игрушка. Появилась она очень давно, больше 120 лет назад. С ней любили играть ваши бабушки, дедушки, а так же мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире. А на кого она похожа, ребята? На девушку, русскую красавицу, потому что художник, расписывая матрешку, добавил ей части тела, присущие человеку. Какие? (Руки, пальцы, голова, лицо, глаза, рот)
Посмотрите, а во что одета матрешка? В русский сарафан с передником, а на голове повязан платочек. Назвали эту красавицу русским именем – Матреной, а ласково называют Матренушка или Матрешечка.
И раз мы в гостях, значит нужно веселиться. Скоро приближается зима, поэтому я предлагаю послушать веселую, народную зимнюю песню «Как на тоненький ледок».
Слушание песни
Ребята, как звали главного героя, мальчика в этой песне? Ваня. А что случилось с Ваней, вы мне расскажете, посмотрев на эти картинки.
1 картинка. Как на тоненький ледок, выпал беленький … снежок
Ах, зимушка зима, зима снежная была.
2 картинка. На ком Ваня ехал по льду? На коне.
3 картинка. И что случилось? Ваня поспешил и упал с коня, потому что было очень скользко.
4 картинка. И что же было потом? Ваня в снегу лежит, никто к Ване не бежит.
5 картинка. А потом его увидели две подружки, помогли подняться и сесть на коня.
А сейчас я предлагаю разучить фразу про зиму из этой песни. Послушайте: «Ах, зимушка зима, зима снежная была». А теперь споем вместе со мной: Ах, зимушка зима, зима снежная была.
Ребята, у наших матрешек есть деревянные ложки. Споем и сыграем на этих инструментах.
Пение. Игра на ложках.
Матрешки не дают скучать
Они приглашают танцевать.
Проходите же, друзья
С вами потанцую я.
Пляска приглашение.
Посмотрите, вот так вот.
Матрешки водят хоровод!
Хоровод. (Различные перестроения, такие как змейка, улитка, круг)
А теперь матрешки – крошки
Поиграть хотят немножко.
Игра «Платочек»
Для начала всем ребятам нужно встать вокруг любого понравившегося платка (по 5 человек). Они запоминают свои кружочки. Собираются в общий круг, поют песню:
«Мы веселые ребята соберемся все в кружок
Поиграем и попляшем и помчимся на лужок»
После того, как я хлопну, дети разбегаются по своим кружочкам и поднимают платки за уголки. Побеждает тот, чей платок поднимется быстрее.
Молодцы, ребята. А сейчас встаньте в общий круг.
А вот и наши крошки, красавицы матрешки.
Мы в гостях у них побывали.
Много интересного узнали.
Давайте будем собирать наших матрешек и вспоминать, что вам запомнилось больше всего.
(Педагог берет самую маленькую матрешку, спрашивает желающего. Так, собирает до последней матрешки)
Вот и сложились наши крошки
В одну красавицу матрешку.
Ребята, вам понравилось в гостях у моих подружек? И мне очень понравилось. Давайте скажем матрешкам спасибо.
На этом наше занятие закончено. До свидания, ребята.