Елена
Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ»
«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». «Сказка пробуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым, благодарным, внимательным. Она знакомит с удивительным миром человеческих чувств, отношений, поступков, характеров, питает его душу и сердце. Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка». В. А. Сухомлинский
Публикация «Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Актуальность.
Особенно актуально нравственное воспитание детей с ОВЗ с помощью сказок в современном обществе, когда многие ценности утрачивают свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Работая с детьми с ОВЗ, я все чаще наблюдаю у них примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям.
Не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание помочь друг другу. У многих детей очень слабо развиты или совсем не развиты навыки сопереживания, сочувствия.
Поэтому в своей коррекционной работе для решения данной проблемы одной из задач поставила развитие нравственных качеств у детей ОВЗ посредством ознакомления и приобщения их к русским народным сказкам, через театрализованную деятельность. Театрализованная деятельность – самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Приоритетным в работе с детьми с ОВЗ является создание психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон, заботливое, внимательное отношение к детям. Так при распределении ролей учитываются индивидуальные особенности детей, а также речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью.
Таким образом, создавая необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными сказками, формируя представления детей о добре и зле, дружбе и взаимовыручке, о справедливости, уважении к родителям и послушании, о трудолюбии, развивая умения думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев.
Ознакомление и приобщение детей к русским народным сказкам благотворно повлияло на развитие личности детей. Систематизированная работа выработала у детей с ОВЗ интерес к русским народным сказкам и желание их читать.
Список литературы.
1. Зимина И. К. Народные сказки в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005, № 5.
2. Бочкарева, Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию/Л. П. Бочкарева. - Ульяновск, ИПКПРО, 2017. – 59с.
3. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л. Д. Короткова. – М. : Перспектива, 2016. – 136 c.
4. Белобрыкина О. А. «Сказка ложь, два в ней намек…». Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. М., 2011.
5. Баряева Л. Б., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии Издательство: Союз, 2001.
6. 2. Баряева Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. – СПБ. КАРО, 2007.