Назиля Жабелова
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Русская народная игрушка — Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе
«Русская народная игрушка - Матрешка»
Цель:
Приобщение детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения знаний о русской народной игрушке Матрешке – символе русского народного искусства.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе „Русская народная игрушка — Матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Обобщить и закрепить знания детей об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы - Матрешки, народных игрушках.
- Расширить кругозор детей об игрушке, как образе материнства, семьи.
- Закрепить понятия: «ярмарка», «сувенир», «символ».
- Закрепить разные виды матрешек : Семеновская, Сергиев-Посадская Хохломская, Гжельская.
Развивающие:
- Развивать любовь к русской народной музыке и танцу, декоративно – прикладному искусству.
- Развивать связную речь, обогащать активный словарь детей по теме.
- Развивать интерес к историческому прошлому и культуре народов России.
- Развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного.
Воспитательные:
- Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
- Воспитывать любовь к народным игрушкам, народному искусству.
- Воспитывать любовь к Родине.
Коррекционные:
- Закреплять навыки связной речи, говорить не торопясь, полными ответами.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о творчестве русских народных мастеров, игры с народными игрушками, рассматривание народных игрушек, чтение стихов, загадок о народных игрушках, заучивание стихов и частушек про матрешку, разучивание танца «Матрешки», рассматривание платков с разным узором, русских народных костюмов, разных видов матрешек : Семеновская, Хохломская, Гжельская. Приобщение родителей к оформлению выставки «русские народные игрушки».
Материал:
- Аудиозапись русской народной песни «Русская матрешка», «Карусель».
- Русские народные игрушки (дымковские, матрешки, тряпичные куклы и др.).
- Иллюстрации с изображением разных видов матрешек.
- Материал для практической деятельности
- Колонка
Ход занятия:
(Под русскую народную музыку, дети входят с воспитателем в русском народном костюме)
Воспитатель:
Как приятно, что сегодня
Гости к нам сюда пришли,
И не глядя на заботы
Час свободный все нашли.
Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
(Дети здороваются).
Обратите внимание на мой красивый наряд. Как он называется? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно ребята, это русский народный костюм.
Я приглашаю вас на ярмарку русских народных игрушек!
Голос: «Внимание, внимание, внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Веселись, честной народ, в гости Ярмарка идёт!
Народ собирается – Ярмарка начинается!»
Воспитатель: Ребята, а что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка - это место, куда люди приносят товары на продажу, сделанные своими руками. Это посуда, игрушки, вещи, продукты. Еще на ярмарке устраивали представления с песнями, танцами, играми, развлечениями.
(Звучит русская народная мелодия, открывается занавес).
1. Скоморох : «Эй, девчушки-хохотушки,
Развеселые болтушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
2. Скоморох : Подходите, подходите
На игрушки посмотрите
Все игрушки хороши
Полюбуйтесь от души!».
(Дети рассматривают игрушки).
Воспитатель: Ребята, здесь выставка русских народных игрушек. Они вам все знакомы. Назовите их.
Дети: филимоновские, дымковские, городецкие, богородские игрушки, тряпичные куклы…
Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?
Дети: Эти игрушки яркие, красивые, веселые.
Воспитатель: А как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?
Дети: Чтобы дети играли. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было. Игрушки делали своими руками из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили - лепили из глины, выстругивали из дерева, вязали из ниток и травы, делали из ткани.
Дидактическое упражнение «Что из чего сделано?»
Воспитатель: Игрушки сделаны из разного материала. Подумайте и скажите мне, если игрушка сделана из бумаги, значит она какая?.
Если игрушка сделана из глины, значит она …
Эта игрушка сделана из стекла, значит она…
Если игрушка сделана из дерева, значит она…
Эта игрушка сделана из металла, значит она …
Эта игрушка сделана из соломы, значит она…
Дети садятся
Воспитатель:
А здесь, народная игрушка платком цветастым накрыта. Что это за игрушка угадайте, только загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:
«Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …
Дети: Матрешка (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Правильно, это матрёшка. Ребята, посмотрите. Что мы можем сказать о матрешке? Какая она?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Воспитатель: Самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Появилась первая матрешка давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца, старичка ФУКУРУМУ. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья (показ картинки). Что вы ещё можете рассказать о матрёшке? Из чего она сделана?
Дети-воспитатель: Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разбирается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до нескольких куколок. Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе. Фигурки вытачиваются из высушенных заготовок дерева. Вначале делается самая маленькая, затем больше, больше и доходят до самой большой. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются гуашью. И в конце матрешку покрывают лаком 3 раза, чтобы краска крепче держалась, и чтобы матрёшка блестела.
Воспитатель: А из каких пород древесины изготавливают матрешку?
Дети-воспитатель: Из березы, осины, липы. Их спиливают ранней весной, сушат 2 – 3 года и только потом распиливают на кусочки, из которых будут вытачивать заготовки матрешек.
Воспитатель: У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой свой характер.
Воспитатель: А какие Матрешки? Чем они похожи? Чем отличаются?
Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.
Воспитатель: А как вы думаете, почему деревянную игрушку назвали «матрешкой», а ни каким – то другим именем?
Дети: Художник расписал куклу по образу милой девочки, которую звали Матрена. Это имя было очень распространенно в то время. Вот и прозвали куклу Матрешкой.
Воспитатель: Улыбаются Матрёшки, у них румяные щечки. Посмотрите внимательно на всех Матрёшек, у них нет рук, они просто нарисованы. Во что одета матрешка? (платок на голове, передник, украшенный цветами и узорами)
И почему у нее не видно ног?
Дети: Раньше русские женщины носили длинные сарафаны, поэтому у матрешки не видно ног.
Встаю и показываю длинное платье, из-за которого не видно ног
Воспитатель: Любят в народе Матрешек. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах Матрёшечки разные получаются, и названия их зависят от того места, где их расписывают.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц.
Семеновская матрешка.
Воспитатель: Это Матрёшка изготовлена в городе Семенов. Отсюда и получила она своё название – Семеновская матрешка. Особенностью росписи этой Матрёшки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты красивых и пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров?
Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый, красный.
Хохломская матрёшка
Эта матрёшка расписана в хохломе. Отличительная черта хохломы растительный орнамент, выполненный чёрной, красной и золотой краской.
Обязательный элемент – присутствие золотых листочков
Гжельская матрёшка
Гжельская роспись отличается прежде всего своим цветом, синий на белом фоне. Всего одна краски, а какая нарядная и праздничная матрёшка получилась
Динамическая пауза
Воспитатель: Ой, ребята, нас музыка приглашает немного отдохнуть и повеселиться. Мы же с вами находимся на ярмарке, а на ярмарке можно петь и танцевать. И мы сейчас станцуем под русскую народную мелодию. Мальчики нам будут аккомпанировать, а девочки наденут косыночки и превратятся в матрёшек.
Практическая часть
Воспитатель: Ребята, сегодня на ярмарке я встретила очень грустных матрешек. Оказалось, что озорной ветерок сдул с них все узоры и перемешал. Надо их разобрать и каждой матрёшке отдать свой узор. Поможем матрёшкам стать нарядными и красивыми. (Работа детей)
Воспитатель: Давайте отойдём немного и полюбуемся нашими матрёшками
Вот наши матрёшки и засияли своей красотой.
Воспитатель: Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране, она стала традиционным русским сувениром. Что такое сувенир?
Дети: Сувенир - это подарок на память.
Воспитатель: Сегодня мы еще раз поговорили о русской народной игрушке – Матрешке, вспомнили историю возникновения игрушки, виды матрешек, танцевали, играли, а вот про веселую карусель – то забыли. Приглашаю всех на весёлую карусель.
Музыкальная игра «Веселая карусель».
Воспитатель: ребята, вам понравилось на ярмарке? Что вам понравилось?
На ярмарке принято было гостям подарки дарить. Вы любите подарки?
Эй, скоморохи, несите подарки!
Заключение: «Вот и солнце закатилось –
Наша Ярмарка закрылась!»
Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями
Звучит музыка, дети прощаются с гостями и уходят из зала.