Ольга титова
Конспект образовательной деятельности «Русская береза» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РУССКАЯ БЕРЕЗА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.
Задачи:
Образовательные : расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах;
Развивающие: продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (гриб-чага,
берёзовый сок, чечевички, спилы); развивать сообразительность;
Темочки:
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
рассматривание берёзы во время прогулки;
рассматривание изделий из дерева и бересты;
заучивание стихов;
рисование березовых листочков по шаблонам.
Оборудование и материалы: диск с записями русских народных песен и звуков природы,
репродукции картин русских художников, стихотворения русских поэтов, макет дерева без веток,
дидактические игры «Составь березку», игрушка «Солнце», музыкальная композиция: «Во поле
березка стояла», «Шум леса и пение птиц».
Ход занятия
Дети встают в полукруг.
Воспитатель: Я рада вас видеть. Улыбнитесь. Видите, какое весёлое у меня в руке солнце.
Назовите его ласково (Солнышко).
Упражнение «Назови ласково»
Воспитатель: Передавая его друг другу, назовите также ласково ваши имена ( дети представляются: Лерочка, Ромочка и т. д.).
Воспитатель: У березы есть свой праздник. В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали
одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали
пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры. Ребята, я приглашаю вас всех,
а куда – отгадайте?
Загадка:
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки Высоченны – до небес!
Называют его… (лес)
Воспитатель: Хорошо. А теперь в путь! Вы готовы, ребята? Тогда пойдемте по дорожке.
Физкультминутка
Мы отправились гулять (шагают на месте).
Грибы-ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, (смотрят вверх)
Вот грибок растет на пне, (смотрят вниз)
Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)
Ежик под кустом шуршит. (смотрят вниз)
Слева ель растет – старушка, (смотрят вправо)
Справа сосенки – подружки. (смотрят влево)
402
Где вы, ягоды, ау! (повторяют движения глаз)
Все равно я вас найду! (влево – вправо, вверх – вниз)
И вот мы с вами в волшебном лесу на полянке у нашей Березки.
Включают звуки леса. Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит
берёза без веточек (лист бумаги с нарисованным стволом).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, вместо веточек на березе висят конверты с заданиями,
которые мы должны выполнить. И вернуть веточки берёзе мы сможем, если правильно выполним
задание.
Воспитатель снимает конверт с первым заданием: Расскажите о красоте русской берёзы.
Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечать.
Какого цвета ствол у березы?
Какая форма листьев у березы? (круглая с заостренными краями)
Какая на ощупь кора? (шершавая, а в некоторых местах гладкая).
Берёза самое красивое дерево. Её ствол напоминает пятнистую юбку, а листья кудряшки.
Ранней весной на её веточках набухают почки, из которых потом появляются листочки. Распускаются серёжки – это её цветы. (показ картинки). В серёжках созревают семена, похожие на крошечные самолётики. Ветер уносит их в разные места. Они падают на землю, прорастают. Постепенно
проростки превращаются в тонкоствольные молодые берёзки. Берёза любит свет и простор,
не боится морозов и живёт более 100 лет.
Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте
русской березы? Тогда мы можем прикрепить веточку для березки? (Да).
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березе. Воспитатель снимает конверт со вторым
заданием.
Воспитатель: Следующее задание «Рассказать о пользе березы». Березка не только красивое,
но и полезное дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы. Чем оно
полезно? (Дети подходят к мини-выставке).
Рассказы детей о целебных свойствах березы. (Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся
в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ. Если надрезать ствол, то из него
заструится прозрачная жидкость – березовый сок.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали
о целебных свойствах березы? Тогда прикрепляем веточку для березки.
Воспитатель и дети прикрепляют вторую веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт с третьим заданием: Какие вы знаете стихотворения о березке?
Дети рассказывают стихи о березе :
1. Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску :
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
2. Вот берёзы у откоса
Стайкой встали у реки,
Засверкали в длинных косах
Жёлтых листьев огоньки.
3. Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
403
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
4. И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель: Вот и еще с одним заданием справились мы ребята, да? Прикрепляем третью
веточку.
Воспитатель снимает конверт с четвертым заданием: «Составьте картину».
Воспитатель: В конверте лежит разрезная картинка «Дерево березка». Вам нужно выложить
картинку в последовательности: семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки,
сережки.
Дети выполняют задания.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с четвертым заданием? Можем
прикрепить еще одну веточку для березки.
Воспитатель: Дети, мы с вами выполнили все задания, береза стала красивая и нарядная!
Береза полюбилась нашему народу за её красоту. А ещё люди водили хороводы вокруг березы.
Давайте встанем вокруг березы, возьмемся за руки и тоже поводим хоровод. Я предлагаю вам, чтобы
у нас была не одна береза, а целая березовая роща, каждый из вас нарядит березу листочками.
Аппликация «Украсим березу». Дети наклеивают листики на ветки березы.
Итог:
Воспитатель: Мы сегодня с вами убедились, что береза не только красивое дерево, но ещё
и целебное, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней. Чем вам понравилось заниматься
на занятии? (ответы детей).