Надежда Тахмазова
Урок по музыке в 4-м классе «Рождественская музыка. Готовимся к святкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Комбинированный урок.
Цель: приобщение детей к глубинному традиционному наследию. Важно показать нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры. Ознакомление учащихся с народными христианскими праздниками – от Рождества Христова до Крещения.
Задачи:
• Образовательная: познакомить обучающихся с христианскими праздниками и его историей.
• Развивающая: слушание рождественской музыки.
• Воспитательная: прививать любовь к народной культуре, ее традициям и обычаям.
Публикация «Урок по музыке в 4-м классе „Рождественская музыка, Готовимся к святкам“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Музыка. Конспекты уроков
- Рождество Христово. 7 января
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма урока : урок-практикум.
Место урока : второй урок 3 четверти.
Ход УРОКА
Деятельность педагога Деятельность обучающихся
УЭ-1
Мотивация учебной деятельности обучающихся
Дети входят в класс под звон колокола (Новогодняя сказка)
Здравствуйте, ребята! (Дети поют «Здравствуйте!»)
Сегодня у нас необычный урок- говорить мы будем о зимних народных праздниках. О каких? Нам сегодня и предстоит узнать. Но прежде, обратите внимание - на столах у вас листочки с текстом песни и таблица эмоций, для более полного и правильного определения и выражения своих чувств, своего восприятия. А сейчас блиц опрос.
1. Как называется музыкально-драматический спектакль, в котором задействованы все виды искусства, но главная роль отводится песне. (опера)
2. Что лежит в основе оперы, на которую написана музыка?
(либретто)
3. Перечислите жанры оперы.
4. Построение оперы. Назовите части оперы.
Именно такому построению будет придерживаться наш урок.
УЭ-2
Актуализация темы урока
Увертюра- вступление, в котором музыка передает краткое содержание оперы.
Показ презентации «Святки»
У:Дети, кто догадался о ком и о чём сегодня на уроке пойдёт речь?
Д: о Рождестве Христовом. (о новогоднем празднике, крещении)
У: И вы догадались, тема нашего урока «Рождественская музыка. Готовимся к зимним СВЯТКАМ.»
И самым веселым были – святки!
Словарь- (Святки – святой)
Святки – яркий пример того, как не только уживаются, но и переплетаются, сливаются воедино христианские и языческие праздники с их обрядами и традициями.
УЭ-3
Экспозиция – 1 часть. (знакомство с героями, с интригой)
Первый святочный праздник – Рождество.
Видео рождественская песня тихая ночь
При помощи таблицы эмоций назовите свои чувства после прослушивания.
Канун Рождества называется сочельником, потому что в этот день "до первой звезды" следовало соблюдать пост особенно строго, не есть ничего, кроме сочива – размоченных в воде хлебных зёрен с мёдом.
Вечером все отправлялись в церковь Вернувшись из церкви домой, всей семьёй садились за стол. После трапезы молодёжь отправлялась колядовать. Ходили от дома к дому и пели поздравительные песни-колядки, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания богатства, урожая, многодетности и т. д.
Инсценировка фрагмента колядования
К этому празднику пекли специальное угощение – печенье-"козули". Хозяева одаривали печеньем, конфетами, деньгами. Если хозяева жадничали или ничего не давали, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами
Мы хозяина в пинка
Всё, что давали хозяева, колядовщики собирали в мешок, а потом коллективно поедали.
За время Святок колядовали трижды : вРождественский сочельник, под Новый год, в Васильев день и в Крещенский сочельник.
УЭ-4
Разработка 2 часть – развитие действия
Второй праздник Святок – Новый год, или Васильев день.
Исполнение- Новогодняя сказка
При помощи таблицы эмоций назовите свои чувства после прослушивания.
Его справляли по старому календарю – 14 января. Празднование Нового года начиналось уже накануне вечером. Молодёжь ходила колядовать. Но новогоднееколядование несколько отличалось от рождественского. У песен был иной припев:
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю.
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеница, колос, чечевица,
На поле – копнами, на столе – пирогами.
Кульминация-наивысшая точка напряжения в развитии.
Звучит песня Зимняя сказка
При помощи таблицы эмоций назовите свои чувства после прослушивания.
УЭ-5
С Васильева дня начинались "Страшные вечера" – настоящий разгул нечистой силы. Это было время, когда с ней можно было вступить в контакт, чтобы выспросить про свою судьбу. Девушки собирались на посиделки и устраивали гадания. Конечно, дело это было грешное и опасное, но ведь так хотелось узнать, что ждёт впереди, узнать о личном счастье.
Гадали и взрослые, но вопросы к духам у них были другие: об урожае, о приплоде скота, что сулит будущее – богатство или бедность, здоровье или болезнь…
Способов гадания было множество. Но главное – правильно растолковать "знак", который подаёт нечистая сила.
УЭ-6
Финал- развязка
Крещение– третий праздник Святок.
Накануне Крещения в третий раз колядовали, накрывали праздничный стол. В Крещение освященной водой смывали все грехи – "очищались".
Крещенский сочельник – главный день святочных гаданий.
Девушки гадали на судьбу свою
С помощью гадания старались узнать, когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит – богатство или бедность.
В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы.
Заканчивались святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничными озорными плясками.
И нам следует спеть и сплясать.
Новогодняя песня- Тик-так.
При помощи таблицы эмоций назовите свои чувства после прослушивания.
Учитель; Скажите пожалуйста, чем отличается народная музыка от композиторской?
На праздниках звучала какая музыка?
Но позже и русские композиторы классики стали сочинять рождественскую музыку. Так П. И. Чайковский написал альбом «Времена года» пьесу «Святки»
При помощи таблицы эмоций назовите свои чувства после прослушивания.
Видеозапись. Декабрь
При помощи таблицы эмоций назовите свои чувства после прослушивания.
Обобщение и систематизация знаний
Подведение итогов урока
Учитель: Вот и выстроили мы свой урок-оперу по всем правилам (увертюра,экспозиция, разработка, финал)
3. О каких праздниках мы сегодня говорили?
4. Какие словарные слова запомнили?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
Э-7У
Рефлексия
– Какое настроение Вы получили от творческой работы?
– Какие чувства у Вас вызывает данный урок?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
УЭ-8
Домашнее задание
Принести рисунок на музыку песни «Зимняя сказка»
1) Благодарю всех ребят за совместную работу.
2) За создание доброжелательной обстановки.
– Спасибо за урок!