Русалина Габдулхакова
Конспект занятия «Роспись дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.
Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с дымковской росписью.
- побуждать детей украшать изделие элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора;
Публикация «Конспект занятия „Роспись дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- развивать творческие способности, эстетическое восприятие
- развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек;
- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
- углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
- формировать знания о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.
- закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить.
- воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, образцов дымковской игрушки. знакомство с историей ее создания, изготовление фигурок дымковской игрушки (лошадки, раскрашивание белилами.
Материалы и оборудование: Иллюстрации дымковской игрушки, подделки из глины фигуры лошадки, образцы узоров дымковской росписи, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, ватные палочки, салфетки, электронные носители со спокойной музыкой.
Ход занятия
Дети стоят в кругу.
Психогимнастика.
Взялись за руки, улыбнулись друг другу.
Воспитатель: Как же стало тепло от ваших улыбок.
(дети присаживаются на свои места)
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, какие игрушки делают в селе Дымково?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В. Феофанов)
Воспитатель^ Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки Вятки стояло большое село (слобода) Дымково. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода была в дыму от того, что топили печи, обжигали игрушки. В пасмурные дни стелился туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково. Любили люди в этом селе лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска», позже этот праздник – ярмарку стали называть «Свистунья». Много игрушек изготовят за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Воспитатель: Дымковские мастера живут в селе Дымково. Почему так называется село?
Дети: Потому, что село располагается близко к реке. И когда поднимается туман, кажется, что все село как будто - в дымке
Воспитатель: Но сначала давайте вспомним особенности дымковской росписи.
Воспитатель: Из чего мастера делают игрушки?
Дети: Дымковские мастера делают свои игрушки из глины.
Воспитатель: - Какие Дымковские игрушки вы знаете?
Дети: Барышня, индюк, олешек, лошадка.
Воспитатель: Чем вас привлекает дымковская игрушка?
Дети: Узором, простотой, яркостью, праздничностью.
Воспитатель: Из каких элементов состоит узор дымковской игрушки? Назовите их.
Дети: Точка, волнистая линия, круг, кольца, клетка.
Воспитатель: Отличительной чертой дымковских игрушек является неизменно белый фон и яркие разноцветные узоры.
(Всегда только белые)
Воспитатель: Какие цвета чаще используют художники?
Дети: Желтый, синий, оранжевый, зеленый, а фон у игрушек белый.
Воспитатель: А как вы думаете, почему мастера сначала покрывают игрушку белым цветом?
Дети: На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: Сможете ли вы предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!
Воспитатель Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег.
Воспитатель: Молодцы! На все вопросы вы ответили правильно.
А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка.
Мы поскачем, скачем, скачем
Цок, цок, цок, цок (поскоки)
Я лошадка – белый бок! (повороты, руки на поясе)
Я копытцем постучу (ходьба на месте)
Если хочешь, – прокачу! (легкий бег на месте)
Продуктивная деятельность.
Сегодня наша группа превратилась в художественную мастерскую, а мы с вами в художников – мастеров. На прошлом занятии мы с вами были самыми настоящими мастерами в изготовлении игрушки из глины. А сегодня мы будем настоящими мастерами росписи наших лошадок.
- Загрустили наши лошадки! Не хотят они быть тусклыми и однотонными.
- Чем мы можем им помочь?
Дети: расписать и украсить их разными красками.
Воспитатель: Постараемся сделать наши поделки яркими и нарядными? Пусть они тоже гордятся и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов. Старайтесь аккуратно выполнять работу, набирая краску на кончик кисточки. Не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом, кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла. А теперь, подумайте, каким узором вы распишите свои игрушки. Можно пользоваться образцами.
Во время деятельности детей тихо звучит спокойная народная музыка.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы
- А теперь заканчиваем работу, дорисовывайте узоры.
Молодцы! Какие же красивые и замечательные лошадки у вас получились!
Все старались создать новые красивые дымковские узоры.
Выставление детских работ на панно.
Подводя итог, воспитатель хвалит детей, отмечает особенности их работы.
Рефлексия.
Чем мы сегодня с вами занимались?
Вам понравилось разрисовывать лошадок?
Какие узоры вы рисовали?
Наша художественная мастерская закрывается.
Вот сколько ярких, веселых игрушек получилось! Вы сегодня очень хорошо потрудились. Молодцы.