Контышева Анастасия
Консультация «Роль загадки в развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию по теме: «Роль загадки в развитии ребенка».
Актуальность: В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.
Публикация «Консультация „Роль загадки в развитии ребенка“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание и придумывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня по вопросу развитие дошкольника посредством малых фольклорных форм (загадки) в образовательной деятельности. Развитие речи, мышления, логики у детей дошкольного возраста.
Задачи самообразования:
1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию дошкольника с помощью загадок.
2. Разработать и подобрать загадки на развитие речи, логики, мышления для детей старшего дошкольного возраста;
3. Способствовать совершенствованию речи, расширению словарного запаса, логики, мышлению посредством загадки;
4. Повысить компетентность родителей в значимости загадок в развитии дошкольника;
Работая в 2018-2019 учебном году над темой самообразования «Роль загадки в развитии ребенка» были организованы и проведены следующие мероприятия:
- изготовлена картотека загадок на разные темы
- изготовлен Лэпбук на тему «Семья»,
- разработана консультация для родителей на тему «Роль загадки в развитии ребенка»,
- проведен в группе конкурс на лучшую загадку придуманную родителями совместно с детьми;
- консультация для воспитателей «Роль загадки в обучении дошкольников».
Для изучения темы составлен перспективный план работы по этой теме на год по месяцам, разработаны конспекты занятий и мероприятий.
Подобрала и изучила методическую литературу:
Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,
В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»
Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»
М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7.
Аникин В. П. Садовников Д. Н. "Загадки русского народа : Сборник загадок, вопросов, притч и задач". - М: 2010. - 567 с.
Запорожец И. В. Сочини загадку. // Начальная школа. - 2013. - №5.
Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М. : Просвещение, 2011.
Была проведена работа с родителями: изготовлен лэпбук по теме «Семья», консультация для родителей «Учите детей отгадывать загадки», «Роль загадки в развитии дошкольников».
Родители принимали участие в составлении и придумывании загадок, выполняя «домашнее задание» с детьми.
Таким образом, изучив методическую литературу и обобщив опыт своей работы можно сделать вывод что, отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений.