Мешкова Алёна
Роль сказок в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сказок в воспитании детей
Сказка – ложь, а в ней намёк
добрым молодцам урок
А. С. Пушкин.
Со сказкой ребёнок знакомится с раннего возраста и сопровождает она его на протяжении всей жизни.
Именно через сказку ребёнок начинает знакомство с окружающим миром, получает информацию о добре и зле, правде и лжи, дружбе и предательстве.
Сказка закладывает моральные и социальные ценности, понятия о том, что хорошо, а что плохо.
Темочки:
В сказках хранится многовековая мудрость и поэтому их чтение – важнейший воспитательный процесс. Сказка, в отличие от назиданий, формирует доверительные отношения между взрослым и ребёнком. Сказки развивают чувства ребёнка, так как, слушая их, он смеётся и радуется, переживает и сочувствует.
Важно не только читать сказки, но и вместе с ребёнком осмысливать прочитанное, ставить вопросы, анализировать, давать оценку поступкам героев.
Сказки развивают творческое мышление детей, помогают понять проблемы общения со сверстниками, взрослыми, ответить на многие вопросы. Они формируют позитивную самооценку. Благодаря сказкам дети становятся увереннее, терпеливее, учатся слушать и слышать окружающих. Слушая сказку, ребёнок никогда не будет равнодушным, а будет переживать и радоваться за сказочных героев.
Воспитание – это сложный процесс рассказа о жизни. Целью воспитания является передача жизненного опыта. Поэтому очень важно человеку адаптироваться в жизни, иметь внутренний стержень, который поможет ему преодолевать сложные жизненные ситуации.
Такой процесс воспитания оставляет место творчеству и жизнелюбию. Прежде, чем отпустить ребёнка в этот мир, родитель должен научить его, как в этом мире жить. Сказка помогает родителю передать свой жизненный опыт, она помощник в воспитании.
Воспитание сказкой – метод развития критического мышления, самосознания, развивающий способность думать, позволяющий не наказывать ребёнка, а воспитывать словом. Слушание сказки – это наилучший метод, влияющий на развитие ребёнка. Иногда ребёнок просит несколько раз прочитать одну и ту же сказку. Это говорит о том, что у него есть какой – то вопрос, на который он пытается найти ответ. Поэтому читайте и помогайте ребёнку найти ответ на интересующий его вопрос. Сказка формирует нравственный иммунитет и жизненные ценности.
Любая сказка – это победа добра над злом. В процессе обсуждения прочитанной сказки обсуждаются вопросы : хорошо ли быть жадным, помогает ли тебе трусость, что помогает тебе с правиться с той или иной ситуацией.
Сказка способствует развитию самопознания: «Какой я?» Ребёнок начинает соотносить себя с героями сказки, учится наблюдать за собой. Сказка предупреждает о последствиях: «Не пей из лужи – козлёночком станешь».
Сказка пробуждает эмоции и чувства. Сказка учит : не будь болтлив, знай, кому ты рассказываешь о себе, понимай, какие последствия тебя могут ожидать, если ты расскажешь лишнее. Сказка помогает пережить страшные сюжеты, трудные и опасные приключения. Каждая сказка дарит надежду, что добро победит зло. Сказка предупреждает, наполняет ценностями, формирует спектр психических процессов, закаляет характер, учит общаться и помогает взаимодействовать.
Сказка преподаёт уроки нравственности и порядочности, показывая жизненный опыт героев сказки, последствия плохих поступков.
В. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка и фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами».