Кристина Малахова
Роль сказки по ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными. Поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности: отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. …».
Богатый материал для воспитания патриотических чувств – устное народное творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой.
Народные художественные сказки – сказки, созданные многовековой мудростью народа. Наши предки создавали сказочные предания, включая в них опыт жизни человечества. Основой сказок является единство человека и природы. В то время для человека природа была живой, и процесс «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения».
Сказки несут чрезвычайно важные для воспитания личности идеи – цели:
Окружающий нас мир – живой. В любой момент может заговорить с нами. Т. е. формирование у ребенка бережного и осмысленного отношения к тому, что окружает его.
Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свободное существование – формирование у ребенка чувства принятия другого.
Разделение Добра и Зла, победа Добра – поддержание бодрости духа и развития стремления к лучшему.
Самое ценное достается через испытание, с определенным трудом, а то, что далось даром, может быстро уйти – формирование механизма целеполагания и терпения.
Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, когда мы не можем справится с ситуацией сами – формирование чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.
Сюжеты сказок также многообразны. Так сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных передают ребенку жизненный опыт. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора. Волшебные сказки служат передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Страшные сказки освобождают от напряжения, способствуют приобретению новых форм реагирования.
Авторские художественные сказки более образны. При этом народные сказки дают нам «концентрат» мудрости, а авторские сказки дополняют его образами, чувствами, отношением, интерпретацией.
Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка. А высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших. И для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образные выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. Современным родителям, привыкшим к оборотам бытового и газетного языка, бывает, порой, трудно сохранить благозвучие русской речи, но сказка помогает вернуть поэтику родного языка.
Чтобы ребенок воспринимал сказку радостно и правильно, необходимо читать ее перед сном. Вечером, лежа в кровати, когда дети спокойные и не перебивают, можно не только прочитать, но и обсудить с малышом прочитанное. Читать нужно не спеша, не отвлекаясь, выдерживая нужную интонацию, чем явно заинтересуете малыша и подарите море положительных эмоций. Для более старших детей будет полезно прочитав или прослушав сказку, попытаться пересказать ее и выполнить к ней задания.
Задания, вопросы к сказкам побуждают ребенка и взрослого к совместному размышлению о жизненном опыте, отношениях с окружающими; помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье; формируют позитивную самооценку. В результате чего, между ребенком и взрослым возникает более тесный диалог, который сближает и помогает процессу воспитания, развития.
Таким образом сказка позволяет нам реализовывать целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как она формирует:
• Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
• Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
• Социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
когнитивного, связанного с познанием другого человека, способность понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.
поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не, по совести.