Марина Гудкова
Роль семьи в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании оп-ределено тем, что в семье ребёнок находится в течении значительной части своей жизни.
В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность.
Познавательная активность не является врожденной. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдет ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности определяется индивидуально – психологическими особенностями и условиями воспитания. Важный источник познавательной активности, опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений. Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребёнка в общении с взрослыми, в одобрение его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребёнка во время, которой он может решать поставленные задания различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокой оценки. В таких условиях ребёнок сможет сам избрать способ решения и оценивать как удачное или нет. В развивающую среду должны входить: настольно – печатные игры – лото, пазлы, кубики, книги, иллюстрации с домашними и дикими животными, чистые листы бумаги, фломастеры, краски, карандаши, гуашь, восковые мелки, баночки для воды, пластилин, глина, тесто и т. д. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:
Публикация «Роль семьи в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
• Любознательные дети, растут вместе с любознательными родителями. Открывайте мир вместе с детьми.
• Говорите с ребёнком, рассуждайте вслух, обосновывайте свои рассуждения.
• Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
• Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не смейтесь. Приглашайте домой интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка поиграть в соседней комнате.
• Ходите в музеи.
• Проводите совместные наблюдения и опыты.
• Поощряйте его инициативность и самостоятельность.
Строительные игры с пеком, кубиками, развивают у ребёнка конструктивные спо-собности, служит своего рода подготовке к овладению в дальнейшем трудовые умения и навыки.
Дидактические игры – для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.
Сюжетно –ролевые игры – игры в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например: «Детский сад», «Больница», «Магазин».
Подвижные игры разнообразные по замыслу, правилам. Укрепляют здоровье, раз-вивают движения.
Музыкальные игрушки – погремушки, колокольчики, бубенчики, дудочки, метал-лофоны, пианино – способствуют развитию речевого дыхания и слуха.
Театральные игры: театр на фланелеграфе, пальчиковые игры, настольный театр, варежковый театр. Эти игрушки развивают речь, воображение. В игре ребёнок приобретает и уточняет уже имеющие знания, активизация словаря, развивают любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируется начала коллективизма.
Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для здоровья и правиль-ного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными.