Анастасия Григорьева
«Роль семь в речевом развитии детей 3–4 лет». Консультационный материал для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультационный материал для родителей по теме :
«Роль семьи в речевом развитии детей 3-4 лет»
Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общение у окружающих его взрослых. Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей. Кроме того, с нечёткой дикцией, с недостаточным уровнем речевого развития дети неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Обратите внимание: ребёнок 3-4 лет должен правильно произносить почти все звуки. Если это не так, не теряйте времени, не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее обратиться за помощью к учителю логопеда не забывайте, что решающие значение для развития разговорной речи дошкольников имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы,поликлиники,библиотеки. Рассказывайте ребёнку,для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке,сквере,на пруду привлекайте внимания малыша к красоте окружающей природы,растений и животных насекомых. Не уходите от ответа на вопросы ребёнка. Знакомя с новыми предметами,вещами, объектами,называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально,выделить характерные особенности, свойства,научите его наблюдать,сравнивать предметы и явления. Советуем завести дома детскую библиотечку,где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах,энциклопедиях для детей. Необходимо знакомить малышей с фольклором,рассказывать и читать сказки,загадки,песенки,потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту,честность,заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке,бабушке,своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
Публикация «„Роль семь в речевом развитии детей 3–4 лет“, Консультационный материал для родителей» размещена в разделах
Факторы успешного речевого развития ребенка :
1. Эмоциональное общение родителей с детьми, начиная с младенческого возраста.
2. Общение ребенка со сверстниками.
3. Строение артикуляционного аппарата
4. Речь взрослых – образец.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Чтение детям художественной литературы.
7. Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.
В разделе «Развитие речи» заложен большой объем задач, происходит в процессе взаимодействия педагогов и родителей.
Предлагаю поиграть с детьми в игры на закрепление различных речевых навыков. Вот некоторые рекомендации, «игры на кухне». Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
- «Помогаю маме» большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
- "Волшебные палочки" Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
- "Давайте искать на кухне слова".Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
- "Угощаю". "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не "съедите". Можно поиграть в "сладкие2, "кислые", "соленые", "горькие" слова.
Можно поиграть с целью развития грамматического строя речи.
- "Приготовим сок". "Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из слив. (сливовый); из вишни. (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д. "
"По дороге из детского сада (в детский сад)".
- "Я заметил". "Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая". Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
- "Волшебные очки". "Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр. "
Игра на обогащение словаря ребенка. - "Доскажи словечко". Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади. (жеребенок) и т. п.
Игра на развитие грамматического строя речи.
"Упрямые слова". Расскажи ребенку, что есть на свете "упрямые" слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). "Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто.
Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также взрослым и ребенком.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребенком 3-4 лет:
1. Перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Выполнять упражнение следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
3. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
4. Выбрав 2 или 3 упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и обращаться к ним по желанию малыша.
5. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
6. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
7. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощрите успехи.
Пальчиковая игра «Оладушки»
Когда мама месит тесто—всем так интересно (одна рука сжата в кулачок, как будто держит кастрюльку, другой делаем движения, словно месим).
Ладушки, ладушки! (дружно хлопаем в ладоши)
Что пекли? Оладушки (одной рукой как будто держим сковородку, другой словно льем на нее тесто)
Раз-оладушек для папы (как бы раскладываем оладушки по воображаемым тарелкам)
Два—оладушек для мамы.
Три. Четыре…. (называем разные имена людей, которые знает ребенок)
А Миша—дружок получает пирожок! (Сцепляем кисти рук)
Очень вкусно!
Дорогие родители хочу вам пожелать терпения, успехов в воспитании ваших детей!