Ольга Бойко
Предметно-развивающая среда старшей группы и ее роль в познавательно-речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.
Публикация «Предметно-развивающая среда старшей группы и ее роль в познавательно-речевом развитии детей» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
«В пустых стенах ребенок не заговорит»– заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство мы - педагоги заботимся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группа должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.
В нашей группе «Светлячок» созданы условия для саморазвития и самовыражения детей, сохранения и укрепления их здоровья. Это центры различной направленности:
спортивный центр,
центр сюжетно-ролевых игр,
центр природы,
центр безопасности ПДД,
строительства-конструирования,
центр экспериментирования,
изобразительной деятельности,
центр познавательно-речевой,
книжный центр,
театральный центр,
музыкального творчества.
Взаимодействие детей в среде группы помогает инициировать их речевую активность, разбудить в каждом ребенке интерес к слову. Для повышения эффективности речевого развития в нашей группе оборудован познавательно - речевой центр, в котором находится все необходимое для совместной и самостоятельной деятельности. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, картотека пальчиковых игр, физкультминуток, дидактические игры, рабочий стол, большое зеркало, индивидуальные зеркала (пока не на всех детей). Пособия, способствующие речевому развитию детей : сюжетные и предметные картинки на разные темы, художественная литература, портреты разных писателей с краткой биографией, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры (профессии, времена года, азбука, найди букву, и т. д., игры для развития мелкой моторики рук (шнуровки, разные мозайки, трафареты для штриховки, также используем мыльные пузыри и вертушки, воздушные шарики, таким образом, развиваем поток воздушной струи детей.
В познавательно-речевом центре дети самостоятельно или парами делают гимнастику для язычка, играют с мыльными пузырями, воздушными шарами, за столом занимаются со шнуровкой, мозайкой, пазлами, играют в настольные игры.
Таким образом, использование познавательно-речевого центра позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Спортивный центр представлен в нашей группе скудным инвентарем, но мы совместно с родителями планируем пополнить его новым оборудованием и атрибутами к играм. Все оборудование и дидактический материал доступен как для совместного (группового) так и индивидуального использования детьми.
Оборудование спортивного уголка:
- атрибуты для организации подвижных игр и проведения утренней гимнастики: маски - их можно использовать и для повседневных ролевых игр, и для праздничных спектаклей;
- атрибуты, предназначенные для проведения соревнований и спортивных игр: скакалки, веревки, мячи разных размеров, ледянки, гимнастические палки, обруч.
- атрибуты для физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми: массажная дорожка, гимнастические палки, обручи, мячики-ежики, палочки (карандаши).
Дидактический материал по физической культуре:
- картотека подвижных игр;
- иллюстративный материал для ознакомления детей с зимними видами спорта;
- иллюстративный материал для ознакомления детей с летними видами спорта;
- набор картинок «Виды спорта»;
- методическое пособие «Игровых зарядок».
Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке в подвижных играх.
Ребенок познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.
В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия и темы недели.
В нашей группе есть центр природы и центр экспериментирования. Он содержит календарь природы, наглядные пособия по теме птицы, животные, грибы, ягоды и т. д., есть фигурки диких и домашних животных, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. Также имеется наглядный материал, собранный родителями и педагогами группы - шишки еловые, шишки ольхи, ракушки, бусинки, увеличительные стекла, разные емкости, шары надувные, соль, сахар и т. д. Эти центры не достаточно оснащены материалом для экспериментирования, но мы над этим работаем.
В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.
Не обойтись нам и без книжного центра, литература в котором меняется в зависимости от темы недели: имеются книги авторских сказок и русских народных сказок, книжки с изображением животных, растений, птиц, транспорта и т. д., загадки по разным темам, художественная литература Н. Носова, В. Драгунского, сказки А. С. Пушкина и т. д.
При ознакомлении детей с художественной литературой основным источником обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям. А дополнительным источником остается речь самого воспитателя.
Наша цель: помочь детям «заметить» их собственную речь, и научиться оценивать качества своей речи. Поэтому в старшей группе мы большое внимание уделяется ознакомлению детей с книжным миром. Дети очень любят заниматься в книжном уголке. Они внимательно слушают воспитателя, который рассказывает сказки, читает рассказы, стихи, заучивают считалки, скороговорки, загадки. Все это способствует речевому развитию ребенка.
Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно подобранный книжный уголок группы. Дети рассматривают иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям развивает и обогащает речь.
Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.
Театральный центр.
С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в нашей группе создан театральный уголок с разными видами театра (настольный, пальчиковый, кукольный, театр БИБАБО). Здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют.
В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос, мимику. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память и связная речь.
Центр строительства-конструирования
Центр строительства-конструирования мы также используем для речевого развития детей. Здесь содержится разнообразный строительный материал (конструктор напольный большой, лего, металлический конструктор, набор деревянных геометрических фигур) который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, рисунки. Дети с большим удовольствием строят.
Проводим такие игры, как «Построй домик для куклы», «Профессия строитель», «Спланируй город», «Построй гараж для машины» и т. д. Воспитатель при помощи таких наводящих вопросов, как - что находится перед домом? - за домом?- кто живёт в доме? кто пришёл в гости к кукле?- что находится в доме? - развивает умение составлять творческие рассказы, развивает фантазию, воображение в процессе таких игр дети учатся понимать значения предлогов и правильно использовать их в речи (в, на, около, перед, под).
Центр изобразительной деятельности
Этому уголку отведено светлое в группе место. Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, вырезают, пользуются трафаретами, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, кисти разных размеров, фломастеры, бумага разной фактуры, картон, раскраски и т. д.
Дети вначале выполняют работы, а затем о них рассказывают. При этом развивается связная речь, фантазия, воображение. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.
Центр безопасности дорожного движения
Уголок частично оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — парковки, транспортные средства, дорожные знаки.
Были приобретены дидактические игры «Внимание дорога!», «Лото: Дорожные знаки» - эти дидактические пособия развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают словарный запас.
Также проводим беседы, такие как - "Из чего состоит дорога" (проезжая часть, тротуар, бордюр, пешеходный переход и т. д.); "Светофор" (как правильно переходить дорогу) и т. д.
При этом формируется навык составления короткого рассказа, развивается у детей память, мышление, воображение.
Математический центр (занимательные игры, математические, дидактические игры, раздаточный материал).
Включает в себя магнитно - меловую доску, наглядный, раздаточный, счетный материал, набор геометрических фигур со схемами, дидактические игры. Весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала. В любой дидактической игре заложены большие возможности для развития речи ребенка, ведь любое знание, которое дает дидактическая игра усваивается ребенком в словесной форме. В старшей группе мы используем в работе с детьми словесные игры на развитие умственной, речевой активности такие как: «Отгадай-ка», «Радио», «Что за птица», «Назови три предмета», «Кому, что нужно» и другие. Дидактические игры (настольно – печатные). Используем такие игры как «Пазлы от 1 до 10», «Парные картинки», «Кто, что делает», «Что лишнее», «Лото-цифры», «Найди геометрическую фигуру» и другие. Также имеется видеоуроки «Тетушки Совы», которые мы используем для просмотра в группе.
Подбор игрового материала соответствует возможностям и уровню развития детей старшей группы. Разнообразный математический материал можно классифицировать, выделив в нем 3 категории: развлечения; математические игры и задачи; развивающие игры и упражнения. Каждый ребенок может выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, головоломки, логические задачи, кубики, развивающие книги. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности использованы магнитные доски, счётные палочки, альбомы для зарисовки.
Состав математического уголка в нашей группе может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена материала произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новый математический материал.
Делаю вывод, математический уголок в нашей группе способствует развитию познавательной активности, логического мышления, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
При организации и содержании речевой среды, мы соблюдаем определенные правила. В первую очередь, чтобы среда была комфортной, безопасной для ребенка, пособия соответствовали требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. И конечно все должно быть оформлено эстетично, красиво и наглядно.
Каждый ребенок индивидуален, значит, и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Мы стараемся идти от возможностей ребенка, предъявляя требования, с которыми он способен справиться. Создаю для каждого ситуацию успеха в различной деятельности.
По вопросам речевого развития сотрудничаю с семьями воспитанников, которые являются основной социальной ситуацией развития ребенка.
Цель моего взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка группы, сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) ребенка. Свою работу стараюсь выстраивать в процессе личностно-ориентированного общения, содержательной основой, которого являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка группы.