Лучший педагог года

Роль прогулок в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Марина Ушакова
Роль прогулок в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Статья на тему: "Роль прогулок в экологическом образовании детей дошкольного возраста" Из опыта работы.

Как же удивителен мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.

В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, который пронизан особым светом, наполнен звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением неба; золотистое поле пшеницы в жаркий летний день; крошечный кузовок, доверху наполненный клубникой… Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты.

Публикация «Роль прогулок в экологическом образовании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

А что если бы ничего этого не было и вы никогда не бродили по шелковым травам, не видели разноцветья лугов, не смотрелись в лесные озера-зеркала, не слышали соловьиных трелей, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых, дефицитом жизненного пространства, забором и строгим распорядком дня в дошкольном учреждении?

Человек является частью природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.

Во всех возрастных группах нашего детского сада широко используются прогулки для ознакомления детей с природой. Я считаю, что прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение : они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Моя задача, как воспитателя, показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; вводить ребят в жизнь родной природы, учить их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.

Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Я использую прогулки для ознакомления моих воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей, организую разнообразные игры с природным материалом - песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.

Во время прогулок на участке детского сада или вне его осуществляется повседневное ознакомление с природой. Ознакомление дошкольников с природой является лишь частью многопланового содержания, поэтому содержание прогулки значительно меньше по объему, чем на экскурсии.

На прогулках целесообразнее знакомить детей с теми явлениями природы или с теми признаками объектов, представления о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени - в процессе наблюдений, игр, труда. Например, наблюдение за изменениями погоды в разные сезоны целесообразнее организовать на прогулках. При этом детей познакомить с повседневными изменениями природы, например таянием снега, набуханием почек и т. д. Более полные представления о повадках птиц дети также получают во время наблюдений и подкормки пернатых на прогулках.

В воспитательно-образовательной работе с детьми на прогулках и экскурсиях существует тесная связь: представления, которые накапливаются у детей в процессе повседневного ознакомления с природой на прогулках, обобщаются и уточняются на экскурсиях, а знания, полученные на экскурсиях, закрепляются на прогулках.

Следует помнить, что обобщенные знания детей о сезонах формируются постепенно. Начиная с первой младшей группы на основе чувственного опыта должно идти накопление конкретных представлений о каждом сезоне, но только в средней группе возможно подвести детей к первичному обобщению их знаний о характерных признаках сезона.

В старшей группе дети уже могут овладеть обобщенными знаниями о всех сезонах, но эти знания еще далеко не полны, и их следует уточнять и закреплять в подготовительной к школе группе.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Консультация для педагогов и родителей «Роль прогулок для здоровья детей»Консультация для педагогов и родителей «Роль прогулок для здоровья детей» Прогулка - это лучшее средство профилактики рахита у детей. Организм насыщается ультрафиолетом, который отвечает за выработку витамина.

Консультация для воспитателей «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников» Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей.

Консультация для воспитателей «Роль летних прогулок для дошкольников»Консультация для воспитателей «Роль летних прогулок для дошкольников» Лето — удивительное время года! Дети с нетерпением ждут, когда же оно наступит. Для ребят лето — это особая пора, ведь можно вдоволь нагуляться.

Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возрастаРоль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников.

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Воспитатель: Цуканова.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Роль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возрастаРоль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию выступление из опыта работы на районном методическом объединении «Роль.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль прогулок в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 июня 2023 в 08:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД