Папки-передвижки

Роль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (1 фото)

Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Роль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию выступление из опыта работы на районном методическом объединении

«Роль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

(китайская пословица)

Публикация «Роль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере дошкольного образования, предъявляют новые требования к образованию детей дошкольного возраста. На первое место выходит развитие любознательной, активной, творческой личности, способной к принятию собственных решений, саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели невозможно если у детей не сформирована познавательная активность, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Роль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир.

Слайд 2

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Одним из таких условий является организация исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве и представляет собой экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшее распределение предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны. Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Это огромная возможность для детей думать, искать, а самое главное - самовыражаться. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ральф Эмерсон сказал: «Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам».

Ни одну образовательную задачу нельзя успешно решить без взаимодействия с семьей. Взаимодействие с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Слайд 3

Идея сотрудничества - одна их самых популярных в современной педагогике. Взаимная деятельность детского сада и семьи по достижению общей цели может существенно повысить качество образовательного процесса, способствует формированию активной родительской позиции в образовании ребенка. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Следуя этому совету, мы стремились к тому, чтобы совместно с родителями поддерживать в детях интерес к исследованиям. Совместная исследовательская деятельность детей и родителей способствует развитию у воспитанников таких личностных качеств как любознательность, инициативность, самостоятельность. В семье имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. А еще более ценно время, проведенное вместе с мамой и папой. Ведь только заинтересованный родитель сможет стать своему ребенку настоящим другом и авторитетом. Это залог будущих крепких семейных связей, фундамент целостной, гармоничной личности ребенка. Семья обладает большими возможностями для развития у ребёнка интереса к познанию. Ведь родители хорошо знают особенности своего ребёнка, могут способствовать формированию его социального опыта и познавательного интереса. Мир ребенка постепенно расширяется: квартира, двор, парк, город, деревня и так далее.

С целью изучения мнения родителей по формированию познавательной активности у детей проведено анкетирование. Анализ анкет показал, что родители имеют представления о том, в чём проявляется познавательная активность ребёнка, и стараются ее поддерживать.

Слайд 4

Родители организуют для детей просмотр познавательных мультфильмов и телепередач, чтение книг, энциклопедий, рассказывают об известных изобретениях, открытиях. Вместе с ребенком они ухаживают за комнатными растениями, домашними питомцами,

Слайд 5

выращивают овощи и фрукты на приусадебном участке, совершают совместные прогулки в лес, аквапарк, на речку. Все это расширяет кругозор детей, способствует развитию у них стремлений к самостоятельному познанию предметов и явлений окружающего мира, любознательности. А любознательность порождает у ребенка потребность в новых впечатлениях.

Слайд 6

Взрослые предоставляют малышу возможность действовать с разными предметами и материалами, поощряют желание исследовать их, помогают ему в этом своим участием, эмоциональной оценкой его волевых усилий и активности, проявляют заинтересованность к деятельности ребенка, беседуют с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата.

Семья принимает активное участие в выставках, представляя совместные с детьми поделки из природных и бросовых материалов, рисунки. Это повышает самооценку ребенка, позволяет ему знакомиться со свойствами и качествами материалов.

Слайд 7

Для развития любознательности родители приобретают разборные игрушки, развивающие игры, различные изобразительные материалы,

Слайд 8

привлекают ребят к разнообразным домашним делам.

Слайд 9

Некоторые родители используют интерьер квартиры для поддержания у ребенка интереса к познанию окружающего мира, размещая в комнате ребенка ночник в виде земного шара, потолок оформляют в виде звездного неба.

Анкетирование также показало, что у родителей недостаточно знаний для организации исследовательской деятельности детей, проведению различных опытов и экспериментов с объектами окружающего мира.

На основании анкетирования составлен план взаимодействия с семьей с целью повышения компетенции родителей в вопросах организации исследовательской деятельности детей и экспериментирования в домашних условиях.

Слайд 10

Задачи взаимодействия с семьей :

1. Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах исследовательской деятельности детей.

2. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе, обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы по формированию познавательных интересов детей дошкольного возраста.

3. Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

4. Формировать умения родителей поддерживать в ребёнке желание проводить эксперименты, навыки организации экспериментирования с ребёнком.

5. Оптимизировать детско – родительские отношения.

Для решения поставленных задач использовались разнообразные формы взаимодействия с родителями:

Слайд 11

• Родительское собрание;

Слайд 12

• Собран банк консультативных материалов по организации исследовательской деятельности детей, в который вошли консультации: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Экспериментирование с водой и песком», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирование интеллектуальной личности дошкольников», «Как помочь маленькому исследователю», «Реализация мини-проектов в семье», «Как ответить на вопросы маленького почемучки?»;

Слайд 13

• Проведена серия открытых занятий для родителей по детскому экспериментированию;

Слайд 14

• Мастер-класс «Алиса в стране Чудес». Родителям предоставлена возможность самим провести опыты с различными материалами;

Слайд 15

• В уголке для родителей разместили буклеты «Экспериментальная деятельность детей дома», «Памятка для родителей «Детское экспериментирование»;

• Изготовлена книга-ширма «Опыты с детьми на кухне».

Одно из направлений взаимодействия с родителями по организации исследовательской деятельности детей – обогащение развивающей предметно - пространственной среды в группе.

Слайд 16

Совместно с родителями создана мини – библиотека познавательной литературы,

Слайд 17

оборудован уголок для детской исследовательской деятельности,

Слайд 18

собраны коллекция минералов и ракушек.

Слайд 19

В помощь родителям представлены:

• Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром,

• Картотека занимательных опытов и экспериментов на кухне,

• Картотека опытов с водой,

• Картотека опытов с почвой и ветром,

• Картотека опытов с магнитом и солнечным светом,

• Картотека мини-проектов по ознакомлению с окружающим,

• Алгоритмы познавательной деятельности,

• Карты-схемы проведения опытов и экспериментов.

Слайд 20

В уголке для родителей постоянно действует рубрика «Педагогическая копилка. Как воспитать маленького исследователя?», где размещаются памятки и рекомендации для родителей по теме.

Регулярно в контактной группе Viber размещаются фотоотчеты «Игры с песком», «Чудеса из ниточки», «Игры с природным материалом», «Мы – исследователи», «Игры по развитию мелкой моторики», «Огород на окошке».

В результате проведенной работы по повышению компетенции родителей в вопросах организации исследовательской деятельности детей и экспериментирования в домашних условиях вырос интерес родителей к познавательной деятельности детей. Было предложено семьям провести ряд исследовательских мини-проектов. Исследовательский мини-проект носит индивидуальный характер и способствует вовлечению ближнего окружения ребенка в сферу его интересов. Задача взрослых поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы. Родители с удовольствием откликнулись на предложение.

Слайд 21

Например, семья Арины Рабиновской провела мини-проект «Что растет на грядке?», семья Павла Гончаревича представила мини-проект «Кто живет в яйце?», семья Артема Ловчего - мини-проект «Что такое самовар?», семья Вовы и Славы Толпеко - проект «Волшебные краски», семья Эммы Ильясовой – проект «Сказочное число 3», семья Ксении Волковой - проект «Почему зайка меняет шубку?», семья Вани Титова – проект «Почему хлеб бывает черным и белым?».

Слайд 22

Итогом взаимодействия с родителями по развитию исследовательской деятельности детей стала «Большая книга открытий», где семьи разместили фотоматериалы совместной с ребенком исследовательской деятельности.

Слайд 23

Ребята с удовольствием делились с друзьями своими открытиями.

Слайд 24

Вышеперечисленные формы взаимодействия с родителями дают возможность воспитанникам самостоятельно добывать информацию о разнообразных объектах или явлениях окружающего мира, а педагогам и родителям сделать образовательный процесс эффективнее.

На всех этапах выполнения исследовательской деятельности ведущую роль играют родители, которые помогают ребенку пройти основные этапы исследования. С возрастом все больше функций на каждой стадии будет передаваться ребёнку, пока он не сможет самостоятельно выполнить все этапы исследовательской работы.

Привлекая родителей, обращаем их внимание на то, чтобы они не брали на себя выполнение работы детей над проектами и исследованиями, иначе губится сама идея этого метода. А вот помочь организовать ребенка, найти или поделиться информацией, быть заинтересованным в данной деятельности – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности детей дошкольного возраста при выполнении ими исследовательской деятельности.

Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в открытии мира.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль коллективной творческой деятельности для детей дошкольного возраста. Стенгазеты к празднику 8 МартаРоль коллективной творческой деятельности для детей дошкольного возраста. Стенгазеты к празднику 8 Марта Задачи, которые ставятся в процессе коллективной творческой деятельности: - практическая направленность; - коллективная организация;.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 мая 2022 в 08:15
+165Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина МАЛИНОВСКАЯ (УИ 943971) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 51.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД