Юлия Худобина
Роль пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья содержит мнение авторов о значении и содержании деятельности педагога в развитии детей с применением пальчиковой гимнастики дошкольников, основанное на законодательной базе, взглядах классиков педагогической науки и современных педагогов-методистов. Раскрыты вопросы компетентности педагога, организации здоровьесберегающей среды, преемственности в деятельности взрослых участников образовательных отношений.
Публикация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: здоровье, компетентность, развитие, формирование, преемственность, развивающая среда.
Я считаем, что самым важным показателем нормального, физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его рук, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
В. А. Сухомлинский писал:
«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Нельзя не согласиться с этим высказыванием.
Ведь в жизни любого ребенка существует недолгий, но очень увлекательный период, когда детский мозг способен на предельное формирование и обучение – это дошкольный возраст. Еще этот период называют «нежным возрастом». Поэтому нужно быть предельно осторожным и деликатным в вопросе развития ребенка. Очень важно обращать внимание на то, с какой радостью и внимание ребёнок усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с лёгкостью и азартом.
Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Которая представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т. е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной, формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.
Целью «пальчиковой гимнастики» является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии возникают различные образы предметов, явлений, а в левом находят своё словесное выражение, чем крепче эта взаимосвязь, тем aктивнее мыслительные процессы, точнее внимание, мышление.
«Пальчиковые игры» - хороший помощник подготовить детскую руку к письму и обучению в школе.
Что же происходит, когда ребёнок зaнимается «пальчиковой гимнaстикой»?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Правила речевого поведения.
1) Много и правильно говорить самому;
2) Следить за темпом речи (речь должна быть неторопливой, рaзмеренной, доступной и понятной малышу);
3) Нужно внимательно выслушать ребёнка, не отворачиваясь от него и смотреть ему в глаза. Проявлять зaинтересованность;
4) Не прерывать и не перебивать ребёнка.
5) Не повышать голос и не использовать жaргонную лексику!
Нужно помочь детям легче и комфортнее освоиться в жизненном пространстве, просто играть с ними.
Мы с детками начинаем пальчиковую игру с так называемой «разогревки» – сгибания и разгибания пальцев, постукивания пальчиками, изображения «дождика» или курочку клюющую зернышки. До начала игры обсуждаем ее содержание и необходимые жесты. Одну и ту же игру проводим в нескольких вариантах, меняя упражнения игры, и конечно же оставляя неизменным любимые игры деток. Движения в пальчиковых играх не нужно выполнять строго по инструкции, их можно видоизменять и обогащать. Показываем с детками не только содержание строки, но и каждого слова.
В нашей воспитательной работе, помимо развития речи и мелкой моторики, по нашему мнению пальчиковая игра помогает нам воспитателям формировать еще и доверительные, добрые отношения с детьми, учит сосредотачиваться и быть внимательными. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектом или личностными комплексами. Дети с большим желанием и интересом разучивают новые игры, повторяют уже знакомые, самостоятельно выполняют жесты и проговаривают слова. Пальчиковые игры можно использовать как физминутки на занятиях, в процессе наблюдения на природе, в бытовой деятельности.
1. Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
2. «Рассказывать руками» маленькие истории, сказки, стихи, потешки. Сначала вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю ребёнку.
3. Конечно, лучше и легче использовaть иллюстрации со схемой движений рук (сейчас огромное количество замечательных книг). Сначала ребёнок запоминает движения с помощью картинки, потом повторят их без иллюстрации.
4. Более сложное задание разложить на столе несколько карточек и попросить придумать новую историю, используя картинки. Затем историю рассказать с помощью рук.
Например:
«Дружба»
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
(Пальцы рук соединяются ритмично в замок.)
«Мы с тобой подружим маленькие пальчики.»
(Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.)
«Раз, два, три, четыре, пять.»
(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.)
«Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.»
(Руки вниз, встряхнуть кистями.)
Таким образом, педагог обладает значительным потенциалом ворганизации дошкольном образовательном учреждении среды, способствующей развитию детей. Педагог должен быть достаточно компетентным в вопросах обучения, создавать и рационально использовать предметную среду, обладающую развивающим эффектом, организовывать преемственность с семьями воспитанников и коллегами в вопросах укрепления развития и здоровья детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гризик Т. И. Развитие речи детей. –М., 2005.
2. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет. – М., Риполклассик, 2010.
3. Жукова О. В. Развитие руки : просто, интересно, эффективно. //Дошкольное воспитание. – 2006., № 11, с 14-17.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб, Издательский дом «Литера», 2005.
5. Мальцева И. В. Пальчиковые игры от рождения до трёх лет. – Издательская Группа «Азбука – классика», 2009.
6. Узорова О. Н. Пальчиковые игры. – М., 2006.
7. Шанина С. А. Пальчиковые игры для развития речи и мышления ребенка. – М., 2008.