Папки-передвижки

Роль сказки в речевом развитии детей с ОНР

Лариса Турченко
Роль сказки в речевом развитии детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

опыт работы по теме:

«Роль сказки в речевом развитии детей с ОНР»

«Воспитывать и развивать только по

сказкам невозможно, поскольку каждый ребёнок

неповторимо индивидуален;

воспитывать и развивать без сказок неразумно – никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий;

Публикация «Роль сказки в речевом развитии детей с ОНР» размещена в разделах

воспитывать и развивать с помощью сказок, с опорой на сказку, с учётом мирового опыта- значит не повторять типичных и подчас опасных ошибок, значит экономить время и силы»

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни (на слайде).

Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются. В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) он получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках.

Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка». Поэтому в качестве средства для развития речи дошкольников мною были использованы русские сказки.

С детской сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова, учатся употреблять в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками слова и выражения. Дети, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и переносным значением. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это позволяет ребенку обогатить словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки.

ФГОС ДО в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму в разделе 2.6.«Содержание Программы» речевое развитие выделено как структурная единица (образовательная область и включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение актив-ного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

На современном этапе развития системы дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими, как важного фактора успешной социализации дошкольников.

Данная проблема определила цель углубленной работы: развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- создать необходимые условия для развития речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок;

- формировать устойчивый интерес к слушанью сказок и их инсценировкам;

- способствовать развитию речи детей, используя театрализованные, речевые, логоритмические игры и упражнения;

- развивать творческие способности детей в театрализованной и речевой деятельности;

- осуществлять взаимодействие с родителями по данной теме с целью развития речевой и творческой активности детей.

Для эффективной и планомерной работы работу по данной теме я строила поэтапно (этапы работы отражены на слайде)

Сказка способствует коммуникативному развитию детей. А речь и коммуникация понятия неразделимые. Сказка учит общаться, вселяет оптимизм в жизнь ребёнка, веру в торжество добра. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие взаимоотношения.

Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно, так как сказки для детей просты по содержанию и носят цикличный характер, т. е. один и тот же эпизод повторяется многократно с небольшими изменениями.

Слушая сказку, дети вновь и вновь переживают события, которые в ней происходят. Впечатление, производимое на них сказкой, сильно ее сказочными образами : лиса - хитрая, сообразительная, находчивая; волк - страшный, глупый и злой; а заяц - трусливый.

Для того чтобы сказка помогла сформировать образы героев, для детей дошкольного возраста, она должна быть зримой, наглядной.

Именно зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий, которые происходят в сказке. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действия, разыгранные воспитателем при помощи элементов настольного театра. Дети, усваивают знания при многократном повторении. В то же время они не любят однообразной деятельности, от которой быстро устают. Поэтому необходимо использовать различные приемы, которые, с одной стороны, помогли бы детям сформировать определенный образ героев сказки, и с другой стороны, не утомили бы их.

Изучив научно-методическую литературу и опыт коллег по данной проблеме я строила свою работу в данном направлении с опорой на театрально - игровую деятельность.

Работа по данному осуществлялась с учё том интеграции образовательных областей в рамках ФГОС ДО:

- обучать искусству общения в различных формах и ситуациях (сказочных и реальных);

- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развивать грамматический строй, связную, выразительную речь;

- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

- развивать у детей мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать умение анализировать поведение сказочных героев, соотносить события, развивающиеся в сказке с реальностью, отличать сказочные ситуации от реальных. ;

Для реализации программы мною была создана развивающая среда группы с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде) Она содержательно – насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна

Я изучила и подобрала художественную и методическую литературу, организовала создание мини-музея «Сказки моего детства», изготовила костюмы для театрализации, маски и несколько видов театра, организовала сотрудничество с центральной детской библиотекой, подобрала иллюстрации разных художников к одной сказке, собрала картотеку художников-иллюстраторов, сказки о животных, волшебные сказки, сказки народов России, мною были преобретены настольные игры.

Приступая к работе по данной теме я следовала определё нным требованиям:

- педагогу необходимо стремиться к максимальной естественности и раскованности в общении и движениях, как своих, так и детей;

- речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной;

- при рассказывании, чтении, в театрализованных играх и упражнениях педагог должен быть примером в использовании уместных средств выразительности;

- педагог должен слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;

- необходимо пользоваться голосом нормальной высоты и силы, как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Реализация программы осуществлялась по трё м основным направлениям:

-ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с художниками –иллюстраторами, слушанье сказок в аудиозаписи, просмотр сказок – мультфильмов, коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, обсуждение поведения героев, проекция на реальность, продуктивная деятельность по прочитанным произведениям)

- сказкотерапия (занятия-тренинги на примере сказок и сказочных героев – пантомимические этюды, психогимнастика) ;

- театрализация, проигрывание эпизодов сказок (логоритмические игры и упражнения, упражнения на ритмитизацию, пантомимические этюды)

Произведения русских народных сказок подбирала таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний. Ребята любят обыгрывать и обсуждать какие-то отдельные эпизоды, связанные с переживаниями героев, их превращениями. Часто начинаю сказку с присказок, которые нравятся детям: «Сказка, сказка, прибаутка…», Сказка бродит у ворот…» и т. д. после рассказа сказки узнавала с помощью вопросов: поняли ли дети сказку, т. е. ее смысловое значение и чему учит та или иная сказа. Работа по сказке строилась следующим образом:

- чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению;

- рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

-драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Дети самостоятельно выбирают для себя роли, могут менять начало или окончание сказки.

Детям очень нравятся игры – беседы с куклами-персонажами сказок я заранее готовлю персонажей, с которыми будет происходить общение. Внесение кукол способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества.

С помощью иллюстраций, атрибутов и игрушки организовываю игры «Из какой сказки пришли эти герои От рассматривания иллюстраций, игр с персонажами, когда дети «схватывают» внешний признак героев, постепенно переходим к простейшему моделированию. Для плавного перехода использую дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой?». Кроме того, использую опыт своих коллег (работа с мнемотаблицами). Начинаем с простейших мнемоквадратов, на которых графически изображены герои сказки, либо отдельный эпизод. Затем переходим к мнемодорожкам, и к мнемотаблицам.

Работу со сказками часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.

Играя в сказку с детьми используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью театра на ладошке. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.

Для активизации речевого общения друг с другом предлагаю детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами.

Работая на группе «Звёздочка» основным воспитателем у меня была заведена такая традиция - включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой. Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбирались с учётом сказочного материала в рамках комплексно-тематического планирования.

Дети очень активно включаются в игры-задания «Интервью», которые способствуют общению. А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок; игры-задания «Вопрос-ответ»; для того чтобы научить детей рассуждать, нередко используем игру «Хорошо-плохо»; а постановка проблемных вопросов - «А если бы зайка поступил так…», «А если бы лиса пригласила…»- позволяет поставить ребёнка в позицию творца и фантазёра.

Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Это позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.

Формированию процесса речевой коммуникации способствует использование метода сказотерапии, созданного петербургскими авторами Т. Д. Зинкевич и А. М. Михайловым и нацеленного на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Основной принцип сказотерапии - духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе (терапия в переводе с греческого означает “забота о душе”).

Метод сказотерапии помогает в решение следующих речевых задач :

- развитие умения преодолевать речевые трудности;

- выявление и поддержка творческих способностей;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

-развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Во время непосредственной деятельности, я наблюдаю, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев ребенка истолковываю невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места.

Обращаю внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Хочу отметить, что с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.

Сопереживая героям сказки, ребенок легко погружается в свой внутренний мир, создать который помогает рассказчик своей историей, представляющей сложное сплетение наблюдений, обучающих навыков, интуитивных подсказок и целеполаганий. В результате ребенок получает ценный и важный посыл, стимулирующий его неповторимые ассоциации и переживания.

Для определения результативности моей углубленной работы я использовала мониторинг развития детей в речевой деятельности. Проводила итоговую НОД, сравнительный анализ речевого развития в разные периоды. Итоговый мониторинг уровня качества речевого развития детей показал высокий уровень.

Дети стали лучше, эмоционально – выразительнее рассказывать сказки, находить в них эпитеты, сравнения и активно их использовать; строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки и сочинять собственные, используя наглядные модели.

Вывод: сказка способствует развитию речевых навыков детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста «Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста» Общеизвестно воздействие художественной литературы.

Роль дидактических игр в познавательном и речевом развитии у детей раннего возраста Одной из ведyщих задач, которую peшaют дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие.

Роль книги в речевом развитии детей Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста» Работая в детском саду воспитателем, я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы,.

Опыт работы «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей раннего возраста» Совместная работа с воспитателем Курниковой Татьяной Владимировной. Опыт работы на тему: "Роль устного народного творчества в речевом развитии.

Роль книги в речевом развитии детей Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Семейный логопедический тренинг «Роль родителей в речевом развитии детей» в средней логопедической группеСемейный логопедический тренинг «Роль родителей в речевом развитии детей» в средней логопедической группе Логопед: — Добрый вечер, уважаемые родители. Я очень рады вас видеть на нашей встрече, посвящённой проблеме развития речи дошкольников.

Опыт работы «Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Сообщение из опыта работы «Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». В течение дошкольного детства.

Участие в педагогических чтениях посвященных памяти К. А. Миксон «Роль музыки в речевом развитии детей» В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказки в речевом развитии детей с ОНР
Опубликовано: 27 ноября 2018 в 13:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сказки в речевом развитии детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Турченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД