Доронина Елена
Роль наставника в формировании патриотических чувств у воспитанника старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению. Например, наставничество…
Публикация «Роль наставника в формировании патриотических чувств у воспитанника старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Наставничество. Работа наставника
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Наставник это человек, обладающий определенным опытом и знаниями, и его стремление помочь своему наставляемому.
Взаимодействие наставника и наставляемого - это воспитательная работа по передаче опыта, знаний, ценностей, традиций.
Если говорить о традициях патриотической направленности, то они имеют глубокие исторические корни и особое значение для меня.
9 мая – день Великой Победы. В каждой семье этот праздник отмечают по-своему, но эти традиции всегда связаны с памятью и преемственностью поколений. Ведь традиции – это та нить, которая накрепко связывает между собой разные поколения.
В преддверии Дня Победы традиционно проходят акции.
Цель акций:
Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважение
к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы войны
Акция «Я помню! Я горжусь!»
Символом акции стала георгиевская ленточка. Чтобы напомнить всем людям о доблестном подвиге наших предков - появилась традиция
повязывать ленточку в День Победы.
Возложение цветов.
Еще одна традиция – возлагать цветы (обычно алые гвоздики) к Вечному огню, к памятникам, обелискам чтобы выразить свою благодарность.
Акция «Читаем детям о войне», основная идея акции – живое чтение вслух и обсуждение произведений о Великой отечественной войне детям от 5 лет.
Акции «Окно Победы» и «Голуби мира». Изготовление своими руками бумажных голубей и украшение ими окон. Акция признана показать, насколько важен мир для всей планеты. Как все мы не хотим войны.
Акция «Бессмертный полк» - это традиция, которая буквально за несколько лет распространилась по всем городам России.
И у меня родилась идея положить начало ещё одной доброй патриотической традиции в своей группе – проведению в канун Дня Победы акции Памяти и назвать её «Что я знаю о войне».
Великая Отечественная война для наших детей – далекая история, которую необходимо помочь детям знать. И я считаю, что нужно показать на примере семьи, что память об этих событиях бессмертна, а подвиг не забыт. Это должно передаваться из поколения в поколение.
Мне хочется на конкретных фактах из жизни старших членов семьи прадедушек и прабабушек, привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству». Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники и обелиски.
Не далеко от нашего детского сада, на территории бывшей швейной фабрики, есть место, где есть такой обелиск. Установлен он в память о погибших в Великую Отечественную войну земляках, которые трудились на швейной фабрике.
Однажды, когда мы с детьми посещали библиотеку и проходили мимо этого обелиска, моя воспитанница Полина обратила на обелиск внимание и спросила, кому поставлен этот обелиск.
Я ей объяснила, что воинам-землякам, которые погибли в Великую Отечественную войну.
Я увидела живой отклик в глазах моей воспитанницы.
Поэтому Полине, которой стала интересна эта тема, я рассказала о своем дедушке Юрикове Петре Яковлевиче, который не вернулся с войны.
Полина задумалась, что возможно, и у нее родственники были участниками Великой Отечественной войны.
Оказалось, что в семейном архиве семьи есть и фотографии и награды дедушки Полины, который прошел всю войну. Полине было очень интересно рассматривать эти документы
Я поняла, что Полину можно увлечь, ведь каждому важно познакомиться и с историей страны и с военной историей семьи в годы Великой Отечественной войны! Вместе мы реализовали проект, цель которого - воспитание у подрастающего поколения таких важных качеств как гражданственность, патриотизм и уважение к героическому прошлому своей малой родины. Сохранение исторического и культурного наследия нашей малой родины
Задачи:
- систематизировать представления воспитанницы об истории своего города во время ВОВ на примере своих родственников, участвовавших в боях
- воспитывать уважение и гордость за своих героических родственников
- воспитывать уважение к местам увековечивания памяти погибших воинов в годы ВОВ
Реализация проекта
Задачи Деятельность
наставника Методы, виды деятельности
обобщить и систематизировать представления о ВОВ подбор снимков, иллюстраций и информации беседа о ВОВ и о праздновании праздника Великой Победы
развивать патриотические чувства на примере близких родственников, знакомить с их героическими подвигами рассказ о своем дедушке, и о том, что захоронен он в Братской могиле (в смоленской области) виртуальная экскурсия к обелискам и памятникам
(смоленская обл.)
способствовать выражению полученных знаний через творческую работу помощь в выборе темы творческой работы выполнение творческой работы
воспитывать интерес к истории своей семьи совместная деятельность изготовление информационной карты о прадедушке, участнике ВОВ
воспитывать уважения к местам увековечивания памяти погибших воинов в годы ВОВ
организация мероприятия (трудовой десант) по облагораживанию территории, где стоит обелиск погибшим воинам-землякам. изготовление листовки - обращение к родителям с целью вовлечения их в мероприятие (трудовой десант) по облагораживанию
территории, где стоит обелиск работникам чапаевской швейной фабрики, погибшим в годы ВОВ
Ожидаемый результат
- понимание воспитанницей чувства патриотизма и уважение к героическому прошлому своей малой родины и увековечивании памяти погибших воинов в годы ВОВ
- создание информационной карты об участнике ВОВ – прадедушки воспитанницы
- трудовой десант с вовлечением родителей и детей
Выяснили, что наши прадедушки пошли сражаться с фашистами, чтобы освободить нашу родину от немецких оккупантов, чтобы у их детей, внуков и правнуков было счастливое будущее. Мы думаем, что они были настоящими героями. Мы гордимся ими.
Объяснила, что любой подвиг правительство награждало определенной наградой. Рассматривали фотографии с наградами: «За отвагу», «За боевые заслуги», Полина отметила, что и ее прадедушка награжден орденами и медалями.
Беседовала на темы: «Что такое мужество?», «Дети и война», «Защитники нашей Родины», «Боевой путь наших дедов и прадедов». Слушали песни военных лет.
Я рассказала Полине о традициях своей семьи.
9 Мая каждого года мы всей семьей посещаем памятное место, где горит Вечный огонь. Обязательно возлагаем цветы. Особо долго стоим у плиты, где высечено имена погибших чапаевцев. Принимаем участие в шествии «Бессмертный полк».
Показала фото, где сын стоит в почетном карауле. И была крайне удивлена, когда на следующий день Полина показала мне фотографию около Вечного огня, где она стояла как в почетном карауле.
Предложила Полине оформить информационную карту о её прадедушке, показала материал о своем дедушке.
Рассмотрели фотографии медалей и орденов, личные вещи. Я думаю. Что Полине было легче воспринять то, что ближе и роднее.
Конечно, о некоторых вещах придется рассказывать отдельно по мере взросления ребенка, чтобы в её голове картина была более полной и ясной.
Но начало новой традиции положено - проведение в канун Дня Победы акции Памяти «Что я знаю о войне».
Цель акции: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне на примере своей семьи.
Я уверена, что Полина сможет рассказать своим сверстникам о своем прадедушке с чувством гордости и благодарности. Так, как Я рассказывала ей о своем.
Для меня очень важно приобщить всех детей своей группы к патриотическим традициям.
В рамках ежегодной подготовки мероприятий к празднованию Дня Победы разработан комплексный план для воспитанников. Лейтмотив всех проводимых мероприятий – дань памяти защитникам нашей Родины.
Особое место в плане мероприятий отводится, как и в предыдущие года акциям, преследующим наши воспитательные цели. В этой части мы намерены продолжать традиции. Одна из них - экскурсия к обелиску защитникам Родины в годы Великой отечественной войны, работникам чапаевской швейной фабрики.
Мне очень хочется, чтобы каждый помнил, какой ценой досталась эта Победа. Прадедушки Полины и моего дедушки нет в живых, но память о них жива в наших сердцах.
Тесная взаимосвязь меня, как наставника с ребенком (а я готова с каждым своим воспитанником говорить об этом) поможет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. Это вызывает у ребенка не только интерес, но и осознание сопричастности к истории своей семьи, своего народа, малой родины и страны, способность защищать и беречь мир в любимой стране, возможность свободно выражать свою гражданскую позицию.
Традиции священной памяти живут в наших сердцах, и мы будем передавать их из поколения в поколение.
Литература:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
2. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду / под ред. Кондрыкинской Л. А. - Москва : Сфера, 2010
3. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе!»
Издательство Гном – 2014.