Вероника Крылосова
Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль народных и обрядовых праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»
Публикация «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русские народные традиции и обычаи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Цель: Приобщение детей к праздничной культуре русского народа - традициям, обрядам, литературному изобразительному музыкальному наследию.
Задачи:
Образовательные:
•Продолжать знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками
Дать знания о народных календарных праздниках
•Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского устного народного творчества
•Развивать фантазию, творческие способности дошкольников через ознакомление с декоративно-прикладным искусством
•Обогащать словарь, развивать лексико-грамматический строй, выразительность речи, фонематический слух.
Развивающие:
•Формировать активный познавательный интерес к традициям и праздничной культуре русского народа
Воспитательные:
•Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций
•Дошкольный возраст – благоприятный период для знакомства детей с истоками русской культуры, способной возродить связь между поколениями, передать нравственные устои из глубины веков, духовные и художественные ценности наших предков. Возвращение к корням нашего происхождения, изучение культуры народа способствует сохранению русских обычаев.
•Наследие русской культуры содержит ценные идеи и опыт воспитания. Обращаясь к народной педагогике, мы помогаем детям узнать национальные традиции русских людей. Мы хотим научить уважительно, относиться к своим корням, чтить память предков. Традиция проведения фольклорных праздников знакомит наших детей с русской культурой и дарит много положительных эмоций.
•В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка - цель всего нашего коллектива. В последние годы заметно улучшилась тенденция проведения в детских садах народных праздников.
Праздник - это праздник,который наполнен радостью, весельем. Академик
Ю. Г. Круглов говорил, что праздники связаны не только с ритмом жизни,
но и с традицией, обычаями, обрядами. Можно сказать, что ритма нет без повтора, а повтор - это уже традиция, обычай, средством выражения которых являются обряд, обрядовые действия. Праздник - радость, а вместе с тем деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований. Праздник, народный обряд являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Именно поэтому при ознакомлении детей с устным народным творчеством решала задачу развитие эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, пытаясь максимально достичь воспитательного эффекта.
Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. По содержанию наши пословицы важны тем, что в них,
«как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми живописными с особенностями».
Итогом явился конкурс рисунков по пословицам в детском саду «Скучен день до вечера, коли делать нечего», совместно с родителями провела речевое развлечение «Шутку шутить – людей насмешь.
Любовь к Отчизне начинается с любви к малой Родине. Для овладения знаниями о своём поселке, своей улице дети ходили на экскурсии, рассматривали альбомы с иллюстрациями, фотографиями.
Не менее интересно проходил просмотр мультимедийных презентаций, подготовленными мною для ребят. Чтобы ознакомление воспитанников с родными просторами стало для детей более привлекательным, наглядным, мною использовались различные игры «Чей костюм?» о народных костюмах, встречи с интересными людьми, домино «Флаги» - о геральдике, интерактивная игра». Решая задачу развития фантазии, творческих способностей дошкольников, давала понятие, что источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.
Знакомила детей с сестрицами-матрё шками: «мал- мала меньше, чем не забава – спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная да нарядная». Рассказывала детям о красоте и особенностях этой игрушки, о том, что это народная игрушка. Знания использовались для декоративной росписи плоскостных матрёшек, из детских работ составлена сувенирная книга «Моя матрёшка».
Расширяла представления о ымковских расписных игрушках, рассказывала, что они тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где «каждой вещи своё место, каждому делу свой срок, старости – уважение, младости – заботу и ласку».
С помощью родителей организо ала в группе мини - музей «Русская изба».
Задача музея - как хранителя предметов культурного наследия - развитие
интереса детей к экспонатам, историческому прошлому родного народа.
Музейный предмет даёт богатую пищу для раздумий и размышлений. Посещения мини-музея «Русская изба» посвящала ознакомлению с предметами русского быта, их названиями.
Посещения мини-музея «Русская изба» посвящала ознакомлению с предметами русского быта, их названиями.
Способами неотъемлемой частью руско культуры являются русские народные календарно-обрядовые праздники. Ценность обрядовых праздников заключается в том, что с их помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, а также их мудрость и простота помогают донести высокие нравственные идеалы. Проводим развлечения «Новый год - Коляда»
«Играем Масленицу», «Дружно мы весну встречаем», «Праздник Пасхи и Весны».действий с ними.
Дети с удовольствием готовились к праздникам : расписывали пасхальные яйца, рисовали с натуры веточки вербы, готовили поздравительные рождественские и пасхальные открытки, изображали солнце и солнечные дни, рассматривали ласковые миниатюры палехских мастеров.
Непременным элементом народных обрядовых праздников игры. В наши дни они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Весело и задорно мы играем в народные игры «Бабка Ёжка», «Жмурки», «Два Мороза», «Горелки»
Определив для себя задачу ознакомлен етей с народным творчеством,
я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа.
Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько великк этому интерес детей. Свидетельством тому служили детские вопросы:
«После праздника будет чаепитие?» так как дети знают, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол.
Но самое главное, дети усвоили правила гостеприи ства, которыми славен русский народ.
Для получения стабильных положительных результатов важно было создать информационную и предметно-развивающую среду для эффективной работы. Информационная среда была создана для родителей воспитанников - как участников образовательного процесса: консультации в родительском уголке, организация разных форм взаимодействия. Информационную среду обеспечила и для своей профессиональной деятельности в виде научно-методической литературы, программ, конспектов. Предметно – развивающая среда создана в соответствии с возрастом, интересами детей: библиотечка красочных книг (как рукописных, таки издательского формата) с русскими народными cказками, потешками, загадками. Отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок «ряжения» с элементами народных костюмов, атрибутами для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольный, настольный, теневой и пальчиковый театры спектов, сценариев.
В заключение хотелось бы сказать, что праздничная культура способствует приобщению детей к национальной культуре своего народа. Эта особенно актуальная задача сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного наследия, приобщения детей к праздничной культуре русского народа. Результатом совместной деятельности педагога, детей и родителей считаю:
- создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания;
- построение богатой развивающей среды;
- социальное партнерство с родителями (активное участие в жизни детей в детском саду и очень хочется надеяться, что и дома);
- устойчивые представления детей о русском быте, праздниках (названия элементов русского костюма, посуды, предметов прикладного искусства, эмоциональная отзывчивость на фольклорные произведения, активное использование знаний о русской культуре при создании ролевого образа в свободной творческой деятельности.
кольников к русским народным традициям».