Ирина Хантимерова
Значение народных праздников в патриотической социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Если мы хотим сохранить свою идентичность в
целом,
то мы, конечно, должны культивировать
чувство патриотизма
В. В. Путин.
С чего начинается Родина… Эта фраза из известной всем песни первой приходит ко мне в голову, когда речь заходит о патриотизме. Какой глубокий смысл заложен в таких простых словах. Действительно любовь к Отечеству начинается с малого - колыбельной матери, любви к своей семье, к родной речи. Поэтому очень важно формировать гражданско-патриотическую позицию у детей с ранних лет. Определяется она (позиция) как проявление ребенком своих представлений о себе, своей семье, о родном городе, крае, стране, о государственной символике, об искусстве своего народа, о труде. Формируется отношение детей к защитникам Отечества, к памяти павших в сражениях за Родину, в стремлении быть похожими на героев своей страны.
Публикация «Значение народных праздников в патриотической социализации дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Все те чувства, из которых может вырасти патриотизм, с большей вероятностью формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, в группе детского сада. Это сочувствие, привязанность, ответственность, обязательность, трудолюбие. А проявляться они в большей степени могут только по отношению к родным и близким.
Прежде, чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я»; своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. Очень важно приобщить ребенка к культуре своего народа. Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В нашем детском саду разработана программа по приобщению детей к народной культуре, большое внимание уделяется народным фольклорным праздникам, разработаны проекты по поликультурному воспитанию. Дети знакомились с изделиями народного искусства, народными костюмами, с традиционными и обрядовыми праздниками по народному календарю(«Рождество», «Масленница», «Роштовань кудо», песнями, потешками, сказками, загадками, и конечно же, с народными играми. Ежегодно воспитанники нашего детского сада участвуют в народном празднике «Сабантуй». Также проводятся праздники, развлечения посвященные дню Защитника Отечества. Такие праздники помогают воспитать у детей устойчивый интерес к армии, развивают чувство восхищения героями, желание подражать им, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге.
Была разработана и осуществлена обширная программа, посвященная 70-летию Великой Победы. Воспитатели нашего детского сада, большое внимания уделяют Великой Отечественной войне, нами проведена большая краеведческая работа. Были собраны фотографии военных лет, изготовлены папки –передвижки, памятные стен-газеты, фотовыставки. Также проводились конкурсы рисунков, чтецов, тематические занятия и беседы, презентации, «Почему война называется Великой Отечественной?», «Блокада Ленинграда», «Дети - герои войны», «Праздник День Победы» и т. д. Дети, совместно с родителями готовили рассказы о истории своих семей в годы войны. Ведь именно на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) мы прививаем детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д., . Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Также разработаны программы мероприятий, презентации, беседы к празднику «День России». Знакомим детей с государственной символикой, с историей России,Мордовии, родного Лямбиря.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Беседы родителей о истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Способствует бережному отношению к семейным традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В этом направлении также ведется работа,. развлечения к «Дню семьи».
Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение месячника пожилых людей. Приглашаются бабушки и дедушки, работники детского сада вышедшие на заслуженный отдых. Проводятся различные развлечения,концерты, викторины, чаепития. Целью таких мероприятий является воспитание любви,заботы,внимания,уважительного отношения к пожилым людям. Закончить своё выступление хочу словами академика Д. С. Лихачё ва: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».