Ирина Жуй
Роль куклотерапии для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы игровые методы все более активно используются в педагогике, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудность. Особое значение для психологического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры.
Публикация «Роль куклотерапии для детей раннего возраста» размещена в разделах
Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения.
Кукла является не такой уж простой игрушкой, какой кажется на первый взгляд. Ребенок, играя с куклой, переносит на нее качества своего характера, сопоставляет себя с ней, воспринимая, тем самым, окружающее наиболее ярче и образнее; кукла позволяет ребёнку открыть в мире взрослых новые для него факты и стороны; обыгрывая разнообразные ситуации, примеряя различные социальные роли, он учится проявлять чувства и эмоции; с помощью образов кукол животных и людей, ребёнок погружается в мир сказок, на примере которых происходит познание и развивается мышление.
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия :
-коммуникативную – установление эмоционального контакта; -релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
-развивающую – развитие психических и познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, речи и т. д.);
-обучающую – обогащение информации об окружающем мире.
В «куклотерапии» используются самые разнообразные куклы, являющиеся не только отдельно взятыми персонажами, но и представителями многочисленных видов театральных кукол: куклы-марионетки, штоковые куклы, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые, веревочные и многие другие. Много кукол можно создать своими руками, привлекая к этой работе родителей воспитанников. Это позволит объединить общим делом и родителей, и детей, и педагогов. К тому же кукла, выполненная в домашней обстановке, трудами всей семьи несёт в себе не только игровую и познавательную функцию, но и является частичкой тепла родного дома, а это очень важный момент для ребёнка в раннем возрасте, особенно в период адаптации.