Жанна Самсонова
Консультация «Роль классного руководителя в коррекционной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль классного руководителя в коррекционной школе.
Прежде чем начать говорить о роли классного руководителя в школе, хотелось бы выяснить лексическое значение и этимологию слов в словосочетании «классный руководитель».
Публикация «Консультация „Роль классного руководителя в коррекционной школе“» размещена в разделах
Лексическое значение слова: классный – относящийся к комнате. Данное слово происходит от существительного класс, лексическое значение слова руководитель – тот, кто руководит кем-либо, чем – либо. Происходит от существительного рука и глагола водить.
Исходя из выше сказанного, можно сказать, что классный руководитель – это тот, кто руководит, находясь в комнате. В современной же школе на классного руководителя возлагается обязанность руководить детьми не только в отведённых кабинетах на уроках, но и во всё остальное время нахождения ребёнка в школе. Также классный руководитель должен знать, куда пошёл после школы каждый его ученик, с кем он пошёл и почему он не вернулся домой вовремя. На этом его деятельность не заканчивается. Классный руководитель должен после окончания рабочего дня еще весь вечер отвечать на телефонные звонки родителей и объяснять, «что», «когда», «зачем». Из этого можно выделить первую роль классного руководителя – осведомитель. Эту роль педагог выполняет не только перед учениками и их родителями, но и перед администрацией образовательного учреждения.
Вторая роль – воспитатель. Именно классный руководитель в своей воспитательной работе должен развивать все стороны личности обучающихся, воспитывать положительные качества, прививать правильный и здоровый образ жизни, формировать личность, всесторонне-развитую, готовую к различным жизненным потрясениям и невзгодам, социально-адаптированную, социально-неопасную.
Третья роль классного руководителя – психолог. Одной из существенных и необходимых функций является систематические и всестороннее изучение обучающихся, особенностей их характера, поведения, моральной воспитанности, эмоционального напряжения.
Четвёртая роль – наставник. Роль наставника в том, чтобы раскрыть ученикам нравственные истины и помочь их усвоить. Как наставник классный руководитель должен проявлять к ученикам любовь, одобрение, признание, а также способствовать их самовыражению, воспитывать уверенность в себе. Все это очень важно для эмоционального развития. Чтобы проявить любовь к ученикам, необходимо внимательно слушать их, пытаться понять, не спешить судить. Если ребёнок ошибается, это не значит, что его надо перестать уважать. Важно уметь прощать проступки, тем более, если ученик осознал свою вину. Кроме того, преподаватель должен сам уметь признавать свои ошибки и просить за них прощение. Чтобы стать ближе к своим подопечным, надо чаще рассказывать о своей собственной жизни, удачах и падениях. Это побудит и самих детей рассказывать о себе, своей жизни. Такое общение сделает всех более открытыми друг для друга, а отношения — более близкими. Желательно как можно меньше отчитывать ребят и больше их хвалить. Поощрение необходимо использовать для того, чтобы добиваться от учеников успехов. Если школьник старается, но у него плохо получается, преподаватель должен помочь ему советом, морально поддержать и т. п. Не стоит допускать, чтобы трудности приводили ученика в уныние. Можно подбадривать его, увлекать новыми идеями, вдохновлять и т. д. Необходимо благодарить учеников за помощь в уборке классной комнаты, за украшение, подготовку к празднику. Важно уметь замечать все хорошее, что делают дети, и показывать, что ими довольны. Ученики достойны похвалы за хорошие поступки и дела. Тогда ребята будут совершать их еще больше и чаще. Преподаватель не должен подавлять школьников своей властью. Жесткий контроль над их действиями и упорное настаивание на своем руководстве приведут к тому, что ученики будут ощущать себя неудачниками, что, в свою очередь, вызовет их разочарование. Надо дать школьникам почувствовать и испытать свои собственные силы.
Пятая роль – лидер. Основной задачей преподавателя как лидера является сделать время, проведенное ребятами в школе, интересным. Для этого надо постараться их заинтересовать. Лучше всего поможет в этом личная заинтересованность классного руководителя. Тогда и ученики будут проявлять активность. Не стоит забывать, что усталость преподавателя, его вялость, пассивность на классных часах могут стать причиной депрессии у школьников. Сам преподаватель должен быть настроен оптимистически и ожидать необыкновенного, удивительного от каждой внеклассной встречи с учениками.
Шестая роль – друг. Быть другом ученика означает принимать в нем участие, оказывать помощь, дать понять, что он может во всем положиться на своего учителя. Дружба — один из ключей к сердцу подростка. Кроме того, это возможность на личном примере научить его дружить по-настоящему. Задачей классного руководителя как друга является помощь школьникам в общении и дружеском сближении друг с другом. Он должен помочь им стать более открытыми друг для друга.
Седьмая роль – учитель. Как учитель классный руководитель должен уметь доносить до учеников основной смысл предлагаемого материала и достигать поставленных целей.
В своей работе как классного руководителя ставлю перед собой главную цель:
- смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, который умеет жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Для достижения этой цели решаю следующие задачи:
- адаптация учащихся класса к обучению в начальном звене;
- формирование и сплочение классного коллектива
- воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям
Определила для себя некоторые правила:
- у каждого ребёнка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать
- каждый ребёнок уникален (идеальных и плохих нет)
- маленькие достижения представлять большими (обязательно публично)
- образное, выразительное общение с детьми (улыбка, взгляд, слово, юмор))
Мои основные принципы воспитания - искренность и доверие в отношениях с детьми - личный пример и участие во всех делах класса - разумное сочетание любви и строгости - уважение личности ребенка - доброжелательность в отношениях с родителями.
Из опыта работы знаю, что многие ученики, переступившие порог нашей школы, за свою короткую жизнь уже познали неуспешность как в учении, так и социализации, а некоторые дети стали изгоями, «неудобными» для педагогов и одноклассников. Моя задача как классного руководителя, помочь ребёнку раскрыть его потенциальные возможности, научить «учиться», восстановить доверие ребёнка к окружающим взрослым и детям, так как длительная неуспешность в обучении реализуется в стойком негативном поведении, в неприятии требований школы. Важно научить детей быть самостоятельными, легко адаптироваться в жизни, противостоять сложным жизненным обстоятельствам, быть в постоянном поиске новых знаний, развивать у детей творческие, интеллектуальные способности.
Создание ситуации успеха, поощрение, сопереживание - ведущие моменты в
учении, средство формирования интереса к познавательной деятельности.
Реализация этой деятельности я осуществляю через внеклассные и школьные мероприятия :
• экскурсии в музеи, библиотеки, по городу;
• выставки рисунков, поделок;
• выставки лучших тетрадей;
• «Плечо друга»- поздравление каждого в день рождения, быть рядом в самые трудные и счастливые минуты.
Дети принимают участия в конкурсах, олимпиадах и занимают призовые места и получают сертификаты, грамоты, дипломы. Сколько радости в глазах в тот момент, когда ребёнка награждают. Это помогает детям поверить в свои силы, свои возможности.
Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классного руководителя большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.
На одной из первых встреч с классом я обязательно говорю о правилах, по которым мы будем жить. Например, класс – зона комфортного пребывания для каждого, учимся разговаривать и решать все вопросы спокойно. Большое внимание уделяю сплочению коллектива, учу говорить добрые слова друг другу. Впоследствии из наших правил вытекут традиции класса :
• класс – это место комфортного сосуществования для всех, в том числе для взрослых, работающих с ними;
• еженедельный устный анализ проблем и достижений, путей решения проблем;
• поздравления именинников, праздники, чаепития;
• внимательное, отзывчивое отношение друг другу.
Наш классный коллектив начал формироваться совсем недавно, но уже видны первые положительные результаты.
Почти у каждого ребенка моего класса уже имеется свой прошлый опыт неуспешности. К примеру, возьмём близнецов Даниила и Полину. При поступлении в школу дети почти ни с кем не общались, были тихими и неприметными. Проводя классный час на тему «Учимся быть дружными» выяснилось, то, что в школе, где они учились, с детьми никто не дружил, их дразнили и били одноклассники. Прошло немного времени и ребята стали раскрываться, сейчас они уже улыбаются, имеют собственное суждение и, по словам мамы, с удовольствием бегут в школу. Полина уже подружилась со всеми девочками класса, а Даниил ещё присматривается.
Данил учась в первом классе, мог все уроки проводить в коридоре. Придя в нашу школу, не мог самостоятельно готовиться к уроку, убирать за собой рабочее место, не умел дежурить в столовой и просто общаться с детьми и взрослыми. Спустя некоторое время появились первые положительные результаты. Мальчик быстро адаптировался в школе, в классе подружился со всеми детьми. Замечаний в адрес мальчика стало меньше, ребёнок полюбил учиться, появилось желание участвовать в школьных праздниках, посещать библиотеку.
Валерия прибыла в нашу школу из школы №6,где проучилась два года. Девочка гиперактивная, драчливая, во время уроков занималась раскрашиванием картинок, ни одного дня не обходилось без замечаний в адрес Леры. Прошло немного времени, и ребёнок стал меняться в лучшую сторону. Девочка полюбила уроки чтения и труда. Теперь раскраски оставляет дома, у девочки появился интерес к обучению, активно участвует в конкурсах, олимпиадах, появилось желание помогать учителю и детям. Валерия научилась извиняться за свои поступки, старается дисциплину не нарушать.
Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы заметить, что в последнее время на классных руководителей возлагается очень много обязанностей и, соответственно, ролей. Классный руководитель делает всё, что касается обучения, в рамках своего предмета или предметов, воспитания, и не просто воспитания, а воспитания всесторонне и гармонично развитой личности. Также педагог должен осуществлять контроль практически над всей жизнью каждого из своих обучающихся, осуществлять анализ психологических процессов. Порой классный руководитель знает гораздо больше о ребёнке, чем его родители. А ещё классный руководитель должен быть одновременно и учителем, и лидером, и другом, и наставником. Столько различных ролей в одном человеке. Можно назвать этих людей артистами, но это будет неправильно, так как это не сцена или экран телевизора, а реальная жизнь. И в этой жизни для многих детей классный руководитель порой становится роднее и ближе, чем собственные родители.