Оксана Харитонова
Проект «Роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Объектом изучения является психолого-педагогические особенности развития творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом изучения является роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста в семье.
Целью данной работы является изучение роли родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Проект „Роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
На основе изучения психолого-педагогической литературы для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть творческое детство в общественном устройстве.
2. Показать психологические особенности детского творчества.
3. Изучить факторы, влияющие на творческие способности.
4. Рассмотреть предпосылки совместного творчества ребёнка и взрослого.
5. Изучить роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста.
Практическая работа проводилась в старшей группе детского сада МДОУ №19 д. Сытьково, Рузского района, Московской области.
Технические средства не использовались.
Список ресурсов
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. : Смысл, 1995. – 195с.
2. Белова Е. С. Одарё нность малыша: раскрыть, понять, поддержать. –М. : Просвещение, 1998. – 365с.
3. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Изд-во АПН СССР, 1968. – 458с.
4. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта. Психология мышления. /под ред. А. М. Матюшкина. М. : Прогресс, 1965. – 546с.
5. Дружинин В. Н. Психология общих особенностей. М. : Латерна Вита, 1995. – 456с.
6. Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М. : Апрель Пресс, Эксмо, 2002. -235с., ил.
7. Левин В. А. Воспитание творчества. М. : Знание, 1977. – 289с.
Практическое изучение роли родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе нашего детского сада МДОУ №19 д. Сытьково Московской области Рузского района. Работа проводилась в 2014 -2016 учебном году строилась на взаимосвязи развивающего характера обучения и воспитания активности ребёнка в области творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В качестве ведущего принципа мы выдели принцип интеграции, основанный на взаимосвязи разных видов художественно-творческой деятельности. Наша работа состоит из четырёх этапов.
На первом этапе в сентябре месяце был проведён опрос родителей на тему «Готовы ли вы способствовать развитию ребёнка» (Приложение 1).
Благодаря тесту можно было выяснить какова роль родителей в творческом развитии ребёнка. Творчество – не новый предмет исследований, оно всегда, оно всегда привлекало целью, которой явилось выявление знаний родителей об эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Многие родители остались довольны и решили продолжить работу по развитию творческих способностей своего ребёнка не только в детском саду, но и дома.
Поэтому на втором этапе - родителям была предложена анкета "Поговорим о творчестве", чтобы выяснить мнение родителей по некоторым вопросам развития творчества у детей (Приложение 2").
Анализ результатов помог определить:
1). Какой процент опрошенных родителей понимает значение творческих видов деятельности для общего развития ребёнка.
2). Существует ли потребность родителей в консультативной помощи по развитию творческого потенциала ребенка.
3). Какой процент опрошенных родителей активно помогает своему ребёнку в развитии творческих способностей.
4). Какой уровень родителей готов к взаимодействию с детским садом по развитию творческих способностей детей.
И так, выяснилось, что:
- 70% родителей, которые понимают значение творческих видов деятельности для развития ребёнка;
- 10% родителей нуждается в консультативной помощи;
- 30% родителей активно помогают своему ребёнку в развитии творческих способностей;
- 50% родителей согласны сотрудничать (Приложение 3).
На третьем этапе был разработан план работы с родителями по развитию творческих способностей детей в семье. Родителям предложили семинары – консультации на темы:
- «Форма рисунков расскажет о детском характере» (Приложение 4) [1];
- «Говорящий цвет» (Приложение 5) [5];
- «Развиваем музыкальные способности у детей дошкольного возраста»;
- «Развитие художественных способностей у ребёнка»;
- «Театрализованная деятельность в жизни детей» и др.
На четвёртом этапе решались задачи, направленные на развитие у старших дошкольников творческого потенциала в семье.
На основании этого было проведено анкетирование детей «Нравится ли вам заниматься с родителями творчеством» (Приложение 6)[4].
Тест направлен на выявление взаимоотношений ребёнка с родителями, на его эмоциональное состояние и нравиться ли ему заниматься с родителями творчеством. Результаты теста были представлены родителям для изучения, многие родители подтянулись к остальным.
Перед родителями были поставлены следующие задачи:
- создание развивающей среды дома для развития творческих возможностей детей;
- создание для ребёнка эмоционального настроя;
- обеспечение его всем необходимым материалом;
- дать ребенку возможность выразить своих чувства в различных видах творческой деятельности;
- дать возможность для созидания, творить вместе с ним.
По утверждению Л. С. Выготского, все образы воображения основаны на тех представлениях и впечатлениях, которые дети получают в реальной жизни. Оно во многом определяет творческую активность ребёнка, суть которой - не следовать штампам и образам, а искать собственные оригинальные решения, направлять своё воображение на поиск нового. Эти положения и легли в основу работы с детьми и родителями на данную тему [1].
Педагогами детского сада был составлен план работы на каждый месяц по развитию творческих способностей у детей в домашних условиях. Темы творческих работ для семей были самыми разнообразными и должны были зависеть от конкретной ситуации. Например, совместное прочтение сказки, интересная прогулка, предстоящий праздник и др. (Приложение 7)[3].
Родители должны были создать такие условия, при которых ребёнок, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности. Например воспитатель предлагал родителям тему творческой работы, например, прочитать ребёнку сказку и нарисовать к ней картинку. Чтобы приступить к выполнению творческого замысла воспитатель объяснял родителям, что необходимо сначала обсудить с ребёнком и какой должен быть ожидаемый результат работы. Дома создавались такие условия (имеется в виду эмоциональный настрой ребёнка, чтобы он самостоятельно задумал тот или иной сюжет, а затем проявил самостоятельность в решении творческих задач. По мнению родителей, участие в создании общих картин и творческих композиций всей семьёй вызывало у ребёнка большую радость. Особое удовлетворение доставлял конечный результат работы, когда из совместных усилий рождается чудесное произведение [6].
Чтобы активизировать желание ребёнка заниматься творчеством, родителям предлагалось устраивать домашние персональные выставки детских работ, разыгрывать небольшие сказки по ролям, организовывать концерты для родственников и т. д.
Природная одарённость ребёнка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьёт его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Если родители и педагоги научат ребёнка не просто механически воспроизводить какие-либо действия, а дадут ему возможность самовыразиться, проявить инициативу, изобретательность, то таким образом они помогут раскрыться творческим способностям личности ребёнка [2].
Приложение 1
Мини – тест для родителей «Готовы ли вы
способствовать развитию ребёнка?»
Чтобы вырастить талантливого ребёнка, воспитать творчески развитую личность, необходимо потратить массу времени и сил, вложить, что называется, всю душу, вдохнуть часть себя. Какова роль родителей в творческом развитии ребёнка, подскажет мини – тест. Искренне ответив на 30 вопросов, можно выяснить истинные взаимоотношения ребёнка и взрослых в семье.
На предложенные вопросы можно отвечать «да», «нет», «не знаю».
Вопросы
1). Стимулирую у ребёнка способность самостоятельного мышления;
2). В качестве поощрения достигнутых результатов и стимуляции дальнейшей творческой деятельности выпускаю с ребёнком домашнюю стенгазету, представляя его лучшие работы: рисунки, аппликации, стихотворения;
3). Очень тактично корректирую поведение ребёнка;
4). Для творческого развития ребёнка в доме создана благоприятная атмосфера, специально оборудовано место со всеми необходимыми принадлежностями;
5). Не стесняюсь обсуждать с ребёнком самые щекотливые темы на доступном ему языке. Считаю, что он должен иметь соответствующее представление об окружающем мире;
6). Испытываю и демонстрирую искреннюю любовь к своему ребёнку, не устаю повторять ему (ей) : «Ты мне нравишься такой (ая, какой (ая) ты есть!»;
7). Стараюсь на доступном для ребёнка языке дать наиболее полные и
исчерпывающие ответы на любые его вопросы;
8). Прошу ребёнка помочь по дому, выбирая задания с учётом его возраста;
9). Предаюсь мечтам вместе с ребёнком, планирую предстоящие действия, предоставляю ему возможность анализировать и принимать решения, касающиеся некоторых проблем;
10). Стараюсь совершать с ребёнком различные поездки и экскурсии;
11). Никогда не говорю ребёнку, что он хуже других детей;
12). Стараюсь объяснять ребёнку, что начатую работу необходимо доводить до конца;
13). Ни при каких обстоятельствах не унижаю ребёнка;
14). Приучаю ребёнка к самостоятельности, чтобы в будущем он смог вести независимый от родителей образ жизни;
15). С удовольствием приобретаю ребёнку необходимые для творчества принадлежности;
16). Считаю, что не следует ругать ребёнка за беспорядок, вызванный творческой деятельностью, и предлагаю ему сделать необходимую уборку, когда завершатся занятия;
17). В игровой форме обучаю ребёнка правилам хорошего тона;
18). Читаю ребёнку не только перед сном, но и по его просьбе в любое свободное время;
19). Поддерживаю мнение, что ребёнок должен участвовать в некоторых общесемейных обсуждениях;
20). Вместе с ребёнком фантазирует на различные темы, придумываю стихи, сказки, истории и костюмы для домашнего спектакля и т. д. ;
21). Разрешаю ребёнку использовать для творчества всевозможные ненужные мелочи;
22). Вместе с ребёнком занимаюсь пением, рисованием, танцами, играю в различные игры;
23). Заслуженная похвала – один из основных принципов стимуляции творческой активности;
24). Серьёзно отношусь к словам и действиям ребёнка;
25). Доверяю ребёнку и верю в его творческие способности;
26). Отношусь с юмором к тому, когда ребёнок рисует на обоях;
27). Считаю, что нельзя насмехаться над промахами и ошибками ребёнка. Стараюсь подбадривать его в случае неудач;
28). Стараюсь заметить удачные моменты в творчестве ребёнка и похвалить его;
29). Никогда не отмахиваюсь от неудач ребёнка;
30). Не порчу ребёнка беспредметной и неискренней похвалой.
Подсчёт очков. За каждый положительный ответ надо поставить по 1 баллу, за ответ «не знаю» или «нет» - 0 баллов.
От О до 15 балов. Вы либо не располагаете временем для дополнительного общения с ребёнком, либо не считаете, что именно вы сможете помочь его творческому развитию.
От 16 до 23 баллов. Вам необходимо уделять больше времени самообразованию и занятиям с детьми.
От 24 до 30 баллов. Вы действительно хорошие родители.
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на некоторые вопросы нашей анкеты. Заранее благодарны за сотрудничество.
1. Знаете ли Вы, в какой раздел "Программы воспитания и обучения детей в детском саду" входит ознакомление детей с искусством :
а) нравственное воспитание;
б) умственное воспитание;
в) эстетическое воспитание.
2. Как Вы думаете, с какого возраста можно проводить специальные занятия по ознакомлению детей с искусством :
а) от 3 до 4 лет;
б) от 4 до 5 лет;
в) от 5 до 7 лет.
3. Как Вы думаете, ознакомление дошкольников с искусством лучше проводить:
а) в игровой форме;
б) как практические занятия;
в) в словесной форме обучения.
4. Как Вы считаете, изначально предметы народного декоративно-прикладного искусства использовались:
а) для игр;
б) в быту;
в) для декоративного оформления интерьера, одежды.
5. Основные места, где представлены произведения искусства и изделия народных мастеров:
а) выставки и музеи;
б) детские образовательные учреждения;
в) народные гулянья, ярмарки.
6. Как Вы думаете, к чему относятся скульптура, живопись, архитектура:
а) виды искусства;
б) жанры искусства;
в) направления искусства.
КЛЮЧИ: 1 (в); 2 (в); 3 (б); 4 (б); 5 (а); 6 (а).
Приложение 3 Схематическое изображение (в % соотношении)
анкетированных родителей
1 – 70% родителей, которые понимают значение творческих видов деятельности для развития ребёнка;
2 – 50 % родителей, которые согласны сотрудничать;
3 – 30% родителей активно помогают своему ребёнку в развитии творческих способностей;
4 – 10% родителей нуждаются в консультативной помощи.
Приложение 4
Мини – тест для детей «Форма рисунков
расскажет о детском характере»
Родители просят малыша нарисовать рисунок, по которому они потом проводят тестирование для того, чтобы лучше узнать своего ребёнка. Какие формы преобладают?
1) округлые. Ребёнок мягкий, послушный, добрый, отзывчивый;
2) угловатые. Склонный к агрессии, ребёнок знает, что находится в центре внимания, но всё же не уверен в себе;
3) примерно равное количество округлых и угловатых форм. Уравновешенный ребёнок, чувствует себя комфортно.
Приложение 5
Мини – тест для детей «Говорящий цвет»
Родители предлагают ребёнку из 7 цветов радуги, представленных в виде карточек, выбрать 3 самых привлекательных на его взгляд. Первый из выбранных цветов означает основную его черту характера, второй – скрытую, третий – творческую черту характера. После этого смотрите объяснение:
1) красный. Активист, привыкший занимать лидирующее положение среди детворы;
2) оранжевый. Дружелюбный, решительный оптимист;
3) жёлтый. Жизнерадостный, инициативный непоседа;
4) зелёный. Вежливый, ответственный, способный посочувствовать;
5) голубой. Мечтательный, неусидчивый фантазёр;
6) синий. Серьёзный, любознательный, трудолюбивый ребёнок;
7) фиолетовый. Задумчивый, глубокомысленный, самолюбивый.
Ребёнку, выбравшему тёплые цвета, нравятся подвижные игры, рисование, участие в театрализованных действиях. Кто предпочитает холодные цвета, важны чтение, пение, математика.
Приложение 6
Мини – тест для детей «Нравится ли вам
заниматься с родителями творчеством?»
Следующие 10 нетрудных вопросов помогут определить, каковы взаимоотношения ребёнка, мамы и папы.
Вопросы
Родители учат меня :
1) разукрашивать и рисовать;
2) делать аппликации, поделки, лепить из пластилина;
3) придумывать стихи и сказки, записывать в памятный альбом;
4) играть в подвижные игры;
5) читать, писать и решать математические задачи и примеры.
6) Петь и танцевать.
Родители разрешают мне :
7) переодеваться для игр – перевоплощений в их одежду;
8) ставить необходимые эксперименты;
9) выполнять на кухне некоторые поручения;
10) приобретают и изготавливают специальные развивающие пособия и
принадлежности.
Подсчёт очков. Ответ «да» - 1 балл, «не знаю» и «нет» - 0 баллов.
От 0 до3 баллов. Без преувеличения, в семье возникла серьёзная проблема! Ребёнку катастрофически не хватает родительского внимания. И случилось это либо из-за нехватки времени, либо потому, что родители считают : ребёнок уже готов к самообразованию. Пока не поздно, следует немедленно пересмотреть своё отношение к воспитательному процессу в целом.
От 4 до 6 баллов. Такого ребёнка практически всё устраивает. Но для его полноценного развития нужно приложить ещё достаточно усилий.
От 7 до 10 баллов. Между родителями и ребёнком существует очень тесная связь. Стоит продолжать движение в том же направлении. Такой дружной семье вполне по силам организация клуба «Семейное творчество», в который могут войти взрослые и дети из семей знакомых. Объединив усилия, жизнь можно сделать более насыщенной, весёлой. У всех появится прекрасная возможность развить свой творческий потенциал.
Ребёнок может ответить на вопросы мини – теста не только словами, но и, например, при помощи обычных кубиков двух цветов (красные – ответ «нет», жёлтые – «да») или картонных геометрических фигур двух видов (зелёные треугольники – ответ «да», синие квадраты – «нет»). Подсчитав количество предметов – ответов, можно сделать соответствующие выводы. Отрицательный ответ ребёнка на определённый вопрос мини – теста сигнализирует о проблеме во взаимоотношениях родителей с детьми. Запомнив такие ответы, можно постараться изменить ситуацию к лучшему. Желаем удачи!
Приложение 7
Перспективный план работы с родителями и
детьми экспериментальной группы по развитию
творческих способностей у детей в семье
Сентябрь --- Нравственно-патриотическое воспитание.
Октябрь --- Хлеб - всему голова
Ноябрь --- В гостях у сказки
Декабрь --- Мир вокруг нас
Январь --- Праздник в кругу семьи
Февраль --- Мама, папа, я - спортивная семья
Март --- Профессия моих родителей
Апрель --- День Земли
Май --- Любимое время года