Астине Самвеловна
Роль игры в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль игры в развитии детей
дошкольного возраста»
Игра - потребность детского организма, средство
разностороннего воспитания ребенка.
Роль игры, к сожалению, недооценивается
некоторыми родителями. Для ребенка это способ
самореализации, в игре он может стать тем, кем
мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем,
летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень
популярна, и любима детьми, готовит их к будущей
жизни. Она называется так потому, что основными ее
Публикация «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
элементами являются игровой замысел, разработка
сценария (сюжета, собственно игровые действия,
выбор и распре деление ролей. Это вид творческой
игры, которая создаётся самими детьми, они сами
придумывают в ней правила.
О значении игры в развитии ребенка сказано
очень много.
В игре ребё нок обучается:
Эмоционально вживаться, «врастать» в
сложный социальный мир взрослых людей.
Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их
действий и поступков.
Осознать своё реальное место среди других людей.
Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную
компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него
разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка
уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям
возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче
справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем
взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы
обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают
барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям
и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия
и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения
между детьми.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует
словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость,
выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то,
что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к
людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Значение игры порой недооценивается. Впервые годы советской власти считалось, что игра ребенку не нужна это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идёт на производство и печет их там.
Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет
ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на
компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого
использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.
Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем
случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера и т. д. Игровое
пространство - это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой
материал.
Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда
игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о
жизни.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми : -это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.
Основными особенностями сюжетно – ролевых игр являются:
1. Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития является
сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
2. Социальный мотив игр.
Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, - это пойти в школу.
3. В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие.
Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны. А. Н.
Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, самих её истоках имеются эмоциональные
основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребёнок отличает игру от
действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребё нок не притворяется:
мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти
попавшего в аварию товарища.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает
космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые
чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.
Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
4. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием
его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к
разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры («в моряков», «лётчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. При этом наблюдается не повторение одной и той же
темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и
воображение детей становятся целенаправленными. Так, во время «морского путешествия» то один, то
другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и
находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили в зоопарк, в Антарктиде кормили
белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвёртом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.
Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные
предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой
нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.
Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.
4. Развитие речи. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия.
Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны с развитием речи, со все
возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует
двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.
Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему
развитию ребёнка дошкольного возраста.
Ребенок 4 - 5- летнего возраста нуждается в совместной игре с взрослыми. Дети этого возраста
могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже
появляются много темные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре
«дочки-матери» куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д.
Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
С детьми 4 - 5 лет используйте косвенные методы, например, наводящие вопросы, совет,
подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воз действие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д.
Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и
мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание. Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.
Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишай те его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.