Краснова Елена Станиславовна
Роль игр с правилами в формировании у детей психологической готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы
“Роль игр с правилами в формировании у детей психологической готовности к школе”
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, мотивировать его на понимание важностьи и необходимостьи обучения в школе.
Публикация «Роль игр с правилами в формировании у детей психологической готовности к школе» размещена в разделах
Как же правильно готовить ребёнка в школе? Самый естественный путь - это организация деятельности в виде игры.
В воспитании и развитии ребенка-дошкольника ведущая роль принадлежит игре. Но необходимо помнить, что игра не организуется только ради неё самой. В игре идёт подготовка ребёнка к более сложной деятельности – к учению. И именно в игре ребёнок учится устанавливать различные формы отношений с окружающими, что в дальнейшем способствует успешной социализации первоклассника.
Огромное значение для дошкольника имеют игры с правилами. В них дошкольники сначала учатся контролировать друг друга, а потом уже каждый - самого себя. Именно это умение “контролировать себя” будет необходимо при поступлении в школу. В игре развивается произвольность, то есть умение сознательно управлять своим поведением, подчинять его правилу, в ней ребенок узнает, что такое “хорошо”, что такое “плохо”. Игры с правилами характеризуются наличием четкой системы правил, которой подчиняется поведение игроков. Правила носят договорной и обязательный характер для всех участников. Игры с правилами-это групповая или парная игра,в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы правилами, обязательными для всех участников игры.
Развитие детей предшкольного возраста в игре с правилами будет эффективно, если обеспечить:
1. систему использования игры с правилами в совместной деятельности детей и взрослых, в режимных моментах, самостоятельной деятельности;
2. познавательную активность детей в игре;
3. планирование игры в пределах задач всестороннего развития и возраста детей.
Игры с правилами можно условно разделить на :
1 игры, основанные на ловкости;
2 стратегические игры (требующие умственной компетенции);
3 игры, основанные на случайности, удаче (где результат не зависит от физической или умственной компетенции играющего).
Классификация игр с правилами :
1. Дидактические игры
2. Подвижные игры.
Дидактические игры - незаменимое средство воспитания детей по преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей. Они важны для развития сенсорной ориентировки детей, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, счетных умений, речи. Они помогают облегчить процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире, учат классифицировать предметы, развивают уверенность в себе.
Дидактические игры играют двоякую роль :
1. Во-первых, они являются методом обучения
2. Во-вторых, самостоятельной игровой деятельностью.
Классификация дидактичских игр:
1. игры с предметами (это могут быть предметы природы,игрушки, основные игровые действия с ними :нанизование,вкладывание,катание,собирание целого из частей. Эти игры развивают у детей восприятие цвета,величины,формы);
2. настольно-печатные игры (способствуют развитию наглядно-действенного мышления,они помогают закреплять знания о предметах и их назначении, учат составлеть целое из частей,учат классифицировать и обобщать предметы по существенным признакам,учат устанавливать взаимосвязь между предметами);
3. словесные игры (эти игры развивают речь, слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слов)
Структура дидактических игр имеет следующие компоненты:
1. обучающая дидактическая задача (ставит перед детьми педагог,для чего эта игра,что развивает);
2. правило игры (действовать по очереди ;отвечать,когда спрашивают; слушать товарища; не мешать другим в игре; выполнять правила; честно признаваться в ошибке);
3. игровое действие. (ход игры (что за чем,у каждого играющего есть свой определенный ход)
В игре с правилами правила стабильны и должны сохраняться в течение всей игры. Говоря об организации условий для освоения детьми игры с правилами, необходимо определить содержание усвоения, возраст, средства, предполагаемые сдвиги в самостоятельной деятельности детей. Освоение игры с правилами может идти параллельно и достаточно независимо от развития сюжетной игры.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Подвижные игры – разнообразны характеру выполняемых движений, разнообразны по замыслу и правилам. Они развивают движения, способствуют укреплению здоровья детей. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умение управлять своими чувствами, движениями. Дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнеров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей. Одновременно в таких играх происходит активизация мыслительной деятельности ребенка:тренируется внимание,уточняются имеющиеся представления, понятия, развивается воображение, память, сообразительность.
Систематическая работа по формированию игр с правилами у дошкольников способствует их развитию, существенно облегчает подготовку к учебной деятельности.
В любой игре содержится два вида типа правил :
1. правила действия (определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве)
2. правила общения с партнерами (влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т. д.)
В некоторых играх дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательности. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами, что дает возможность наблюдать за сверстниками, сравнивать их умения со своим. Главная роль в игре способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.
Итак, можно сделать вывод о том,что правила в простой и доступной форме приучают детей к организованности, ответственности, самоограничению, развивают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим. Если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать своё развивающее значение.