Папки-передвижки

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Старикова Галина Порфирьевна
Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

РЕЧЬ Консультация для родителей

«Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Фольклор – это уникальная самобытная культура наших предков, коллективное народное творчество, веками вбиравшее в себя жизненный опыт и коллективную мудрость трудящихся масс, и передававшее их из уст в уста последующим поколениям, приобщая их при этом к национальным жизненным истокам и активно пропагандируя высокие нравственные и эстетические нормы. Это бесценный дар предшествующих поколений, неиссякаемая копилка народной мудрости и знаний о жизни, человеке, явлениях природы, о красоте, любви и об извечных проблемах борьбы добра и зла.

Публикация «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт родного народа, создаваемый веками и закрепленный в произведениях народного искусства.

Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти какое -то время, чтобы ребёнок начал говорить. А задача взрослых - помочь и сделать всё возможное, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Известно, что развитие речи детей происходит под влиянием взрослых и напрямую зависит от нормального социального и речевого окружения, достаточной речевой практики, воспитания и обучения начиная с самого раннего возраста. Однако, на сегодняшний день, в силу сложившихся сложных социальных условий и хронической занятости, родители зачастую забывают об этом, и как следствие, процесс развития речи детей бывает пущен на самотёк. Современные дети чаще всего проводят всё свое свободное время в лучшем случае за телевизором, в худшем - за компьютерными играми и гаджетами, и все реже за чтением книг. Могу предположить, что нашим детям тоже не часто читают родители. А книга - важный инструмент общения родителей с детьми, развивающий речь ребенка, внимание и усидчивость, умение думать, анализировать, обобщать и т. д. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию речи и образного мышления, обогащению словарного запаса детей. Жанровое многообразие фольклорных произведений, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами и сказками, прививает детям такие понятия, как нравственность, трудолюбие, доброта, сострадание, дружба, взаимопомощь, душевная теплота и любовь.

Припевки, потешки, народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи, подготовка ко сну и т. д, требуют словесного сопровождения. И здесь на помощь приходит народное творчество. Все начинается с поэзии пестования – колыбельных песен. Уже в первые месяцы жизни ребенок слышит колыбельные песни, которые напевает каждая мать, качая колыбель с младенцем. Колыбельные песни - это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности убаюкать. Народом создано множество колыбельных песен для тесного эмоционального контакта с ребенком. Колыбельные песни хоть и имеют небольшой объём, но при этом являются настоящим кладезем для достижения воспитательных и образовательных задач. Их особый ритм, мелодичность и напевность способствуют формированию у детей плавного произношения отдельных фраз, предложений, обогащению словарного запаса, усвоению грамматического строя речи. В фольклорных произведения используется большое количество слов, обозначающих признаки предметов, образных сравнений, в них множество синонимов и антонимов. Кроме того, они играют большую роль как в развитии фонематического восприятия, так и в развитии речи в целом. Словарный запас детей обогащается за счёт содержащихся в произведениях устного народного творчества сведений об окружающем мире, предметах и различных явлениях.

Особое значение произведения фольклора приобретают в период раннего и дошкольного детства. Например, педагоги часто используют в адаптационный период детей потешки. Подобранная в соответствии с ситуацией, выразительно рассказаннаяпотешка может помочь установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, поможет расположить ребенка к себе. Во многих народных произведениях можно заменить имя, вставив любое другое, не изменяя при этом содержания.

Фольклорные произведения несут в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков детей, побуждают к познавательной деятельности и развивают речевую активность. Особый интерес вызывают те народные произведения, которые содержат звукоподражания голосам животных и очень точно описывают их повадки. Различные жанры устного народного творчества помогают обогащать речь детей образностью, живостью, меткостью и краткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости.

В русских народных пословицах и поговорках заложен большой нравственно- эстетический потенциал. Это своеобразная энциклопедия этических понятий и представлений русского народа. Как и в других формах устного народного творчества, в них выражен практический опыт народа, его мировоззрение, различные знания. Они содержат взгляды на мир, природу и ее явления, общественный уклад и быт людей, отношение народа к окружающей действительности. Пословицы широко используются в русском языке и в настоящее время. Пословицы и поговорки веками впитывали в себя мудрость и опыт не одного поколения. Они учат любви к Родине, семье, уважению к труду человека. Они содержат неприметный на первый взгляд скрытый смысл, для понимания которого надо поразмыслить, используя все свои знания и опыт. Использование их в речи развивает умение лаконично и ясно выражать свои мысли и чувства, развивает образную речь, умение творчески употреблять слово. Очень важно объяснять детям суть пословиц и поговорок с той целью, чтобы дети не просто их запоминали, а понимали их прямое и переносное значение, могли применять их в подходящей речевой ситуации.

Одним из наиболее интересных для детей жанров устного народного творчества являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает большое влияние на развитие мышления, воображения и речи ребенка. За счет многозначности некоторых понятий обогащается речь, лучше усваиваются звуковой и грамматический строй речи, формируется представление о переносном значении слов. Загадки - важный жанр народного фольклора, который способствует умственному развитию ребенка. Ведь загадка – это своеобразная игра в узнавание, ответ в которой необходимо не просто узнать, а отгадать. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, способствует формированию умения делать самостоятельные выводы, развивает умение выделять наиболее характерные признаки предмета или явления. Для того чтобы правильно отгадать загадку, детям необходимо внимательно слушать загадку до конца, стараться запомнить полностью её содержание, использовать при отгадывании все признаки в загадке, иметь достаточно знаний о предмете, уметь правильно анализировать, сравнивать и обобщать признаки.

Скороговорки – это трудно произносимые фразы с часто повторяющимися одинаковыми звуками. Они отличаются четкостью и лаконичностью формы, глубиной смысла и ритмичностью. При помощи скороговорок и чистоговорок дети учатся четкому, звонкому и правильному произношению. Скороговорки – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение, которая помогает закрепить четкую дикцию. Стихотворная ритмика требует четкости речи, не позволяет пропускать или менять звуки. Скороговорки, дразнилки и смешилки, загадки принято считать просто забавой или развлечением. Не всем из нас с первого раза удастся повторить скороговорку без ошибок, но эта веселая словесная игра, безусловно, увлекает. И на самом деле вся эта стихотворная «шумиха» очень важна и просто незаменима при проведении коррекционной работы. Это продуктивная помощь детям в овладении родным языком.

Чистоговорка — это один из малых жанров фольклора, народно - поэтическая шутка, умышленный подбор слов, сложный для правильной артикуляции при быстром и неоднократном повторении. Они часто используются для исправления дефектов речи. Повторение чистоговорок дома не будет лишним, так как они помогают еще и в формировании чувства ритма. Родители и сами могут придумывать шутливые фразы и использовать их в общении и играх с малышом.

Сказка - это вымышленный рассказ о том, чего на самом деле не бывает. Этот жанр фольклора зародился раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Со сказками дети знакомятся очень рано. Язык сказки и присутствующие художественные образы просты и поэтому понятны малышу. Сказка вынуждает пережить и испытать вместе с героями и персонажами такие эмоции и чувства, которые имеют влияние на всю последующую жизнь. С самого начала сказки дети становятся на сторону положительного героя, совместно с ним справляются с поставленными задачами. А это побуждает к творческой активности дошкольников, к анализу и выводам. При правильном подборе сказок, с учетом возрастных особенностей детей, художественной ценности произведений и правильной организации дальнейшей деятельности, сказки могут оказывать большое воздействие и на ребенка, и на развитие его речи.

Народные сказки отличаются меткостью и выразительностью языка, раскрывают богатство родной речи живыми и образными выражениями. В них ярче всего проявилась мощь языкового устного народного творчества. Используя сказки, легче всего привить детям такие важные принципы нравственности, как хорошо и плохо. Образность, яркость, и необычайная простота народных сказок, использованные в них речевые формы, образы и средства художественного слова являются важным фактором, способствующим практическому усвоению грамматических норм языка, лексики и в целом развитию связной речи детей. Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей, безусловно, следует учить восприятию фольклорных текстов, ведь это способствует формированию у них умения слушать, слышать и понимать. Тогда- то постепенно и откроется перед детьми сила народного слова.

Может быть, Вы – родители и сами вспомните некоторые песенки, загадки, сказки и расскажете или споете при возможности своим детям. Ведь не секрет, что до сих пор не нашли что-то правильнее прочтения сказки для организации спокойного засыпания детей. Рассказывающая сказку малышу на ночь мама, передает ему свою любовь и нежность, которые дети очень хорошо чувствуют. Это своеобразное пожелание спокойной ночи, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Это - общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это небольшие уроки жизни. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, сказка на ночь должна быть доброй, с незамысловатым сюжетом и со счастливым концом. Почитайте ему простую спокойную сказку, которая успокоит и убаюкает вашего маленького слушателя. В психологии существует даже такое отдельное направление, которое называется сказкотерапией, то есть лечение сказкой.

Серьезно относящиеся к воспитанию своих детей родители, осознавая, что художественные произведения оказывают на душу ребенка огромное влияние, стараются им больше читать. Но не все книги могут положительно повлиять на ребенка. Исходя из этого, нужно тщательно подходить к подбору произведений, учитывать содержание произведений, доступность для восприятия, возраст ребенка. Народные сказки, в том числе и русские, должны быть литературно обработаны, причем именно для детей, поскольку в оригинальном варианте зачастую слишком много архаичного. После прочтения старайтесь обсуждать с детьми прочитанное. Наводите их на размышления о характерах главных герое и персонажей, о чувствах, которые они переживали в тот или иной момент, о причинах и последствиях их поступков и поведения. Чаще задавайте вопросы, чтобы вовлечь детей в дискуссию, а не просто читайте им нравоучительные монологи, если хотите, чтобы дети все лучше усваивали.

Благодаря сказкам, дети быстрее преодолевают барьеры в общении, учатся тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам и состояниям, развивается нравственная сфера личности ребенка, улучшается и активизируется речь, выразительные средства общения.

Ребёнок, благодаря устному народному творчеству не только овладевает родным языком, но и, приобщается к культуре своего родного народа, получает начальное представление о ней. Простой народ, сочинявший все эти произведения, не умел ни читать, ни писать. Но его словесное творчество не пропало, не было забыто, а дошло до наших дней, потому что бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям.

Произведения устного народного творчества - это богатейшее наследие, создававшееся и бережно хранимое веками. И влияние, которое фольклорные произведения оказывают на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи наряду с основными методами и приемами речевого развития.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2021 в 19:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Старикова Галина Порфирьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД