Анастасия Афанасьева
Роль артикуляционной гимнастики при дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из часто встречающихся нарушений речи в настоящее время является дизартрия. Основными признаками ее можно выделить следующее: ограниченность подвижности органов речевого аппарата, в частности, языка и губ, наличие синкинезий (движение челюсти за подъёмом языка, движение рук за языком, трудность удержания и переключения артикуляционной позы, движений. Также стойкое нарушение звукопроизношения и трудность в автоматизации поставленных звуков, нарушение темпа, ритма речи, отсутствие интонационной выразительности.
Публикация «Роль артикуляционной гимнастики при дизартрии» размещена в разделах
Для коррекции ранее перечисленных нарушений (развитие основных движений органов артикуляционного аппарата, в работе учителя-логопеда используется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной артикуляционной гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика играет большую роль при коррекции звукопроизношения при дизартрических расстройствах. Она помогает выработать определенное положение органов артикуляционного аппарата, целенаправленность, полноценность движений языка, что будет способствовать правильному произношению звуков.
При проведении артикуляционной гимнастики следует следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, устойчивость, темп выполнения, переход от одного движения к другому. Отслеживать, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если не будут выполняться данные условия, то артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели, и перспектива быстрой и своевременной постановки звуков будет отдаляться.
Нарушение работы мышц языка, лица и др. при дизартрии - это проявление неврологических патологий (органическое поражение ЦНС, возникших во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). И, нужно понимать, что коррекционная работа при дизартрии включает в себя не только артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, но и лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ).
Четкая речь - это не врожденный дар, а навык, который приобретается благодаря своевременным совместным усилиям родителей, медиков, педагогов и учителей логопедов при коррекции нарушения речи ребенка.